Священное писание Статьи Скачать Ссылки

Библиянаукарелигияаудио книгиаудио журналы

электронные журналысмотреть журналынайти журналычитать журналскачать журнал

Главная Контакты Карта сайта Форум
   

Необходимая для жизни кровь

Как кровь может спасти твою жизнь? Тебе, конечно, это интересно, потому что с кровью связана твоя жизнь. Кровь разносит по твоему организму кислород, выводит углекислый газ, помогает приспосабливаться к изменениям температуры и поддерживает тебя, когда ты борешься с болезнями.

Зависимость жизни от крови была установлена еще задолго до 1628 года, когда Уильям Гарвей описал систему кровообращения. Основные нравственные нормы мировых религий сосредоточивают внимание на Жизнедателе, который выразил свою точку зрения о жизни и крови. Один иудео-христианский законовед сказал о нем: «Сам дает всему жизнь и дыхание и все. ...Ибо мы Им живем и движемся и существуем».

Верующие в такого Жизнедателя убеждены, что его указания служат людям на вечное благо. Один еврейский пророк описал его как «научающего тебя полезному, ведущего тебя по тому пути, по которому должно тебе идти».

Это заверение из Исаии 48:17 мы читаем в Библии, в книге, уважаемой за ее этические ценности, которые могут быть полезны всем нам. Что же говорит эта книга об употреблении крови людьми? Показывает ли она, как кровь может спасти жизнь? Да, Библия ясно говорит, что кровь не просто сложная биологическая жидкость. Более 400 раз упоминает она кровь и иногда в связи со спасением жизни.

Еще в самом начале Создатель объявил: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу... Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте.— И добавил: — Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша», а после этого он осудил убийство (Бытие 9:3—6). Эти слова были сказаны Ною — нашему общему предку, которого очень уважают иудеи, мусульмане и христиане. Таким образом всему человечеству дано было знать, что, с точки зрения Создателя, кровь — это жизнь. Эти слова были не только предписанием в отношении питания. Совершенно ясно, что здесь речь шла о нравственном принципе. Человеческая кровь имеет огромное значение и злоупотреблять ею нельзя. Позднее Создатель внес некоторые подробности, и в них нетрудно увидеть нравственные вопросы, которые он связывает с животворящей кровью.

Давая древнему Израилю Закон, он опять упомянул кровь. Между тем как многие люди уважают мудрость и этику этого свода законов, только немногим известны его важные законы о крови. Например: «И каждый из дома Исраэйлева и из пришельцев, живущих между ними, кто будет есть какую-либо кровь, то обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю его из среды народа его. Потому что душа тела — в крови» (Левит 17:10, 11; «Танах», Д. Йосифон). Далее Бог объяснил, что делать охотнику с мертвым животным: «Должен выпустить кровь ее и покрыть ее землею. [...] Крови какой бы то ни было плоти не ешьте, ибо душа всякой плоти это кровь ее; всякий, кто ест ее, истреблен будет» (Левит 17:13, 14; «Танах»).

Сейчас ученые знают, что иудейский Закон был залогом хорошего здоровья. По Закону, например, требовалось, чтобы люди испражнялись вне стана и потом все закапывали, а также чтобы они не ели мяса, от которого можно было легко заболеть (Левит 11:4—8, 13; 17:15; Второзаконие 23:12, 13). Но в закон о крови включалось нечто большее, чем только забота о здоровье. Кровь имела символическое значение. Она представляла жизнь, данную Создателем. Обращаясь с кровью как с чем-то особенным, люди показывали, что от Бога зависит их жизнь. Да, в основном, им нельзя было «есть» кровь не потому, что она вредна, а главным образом потому, что она имеет для Бога особое значение.

В Законе не раз повторялось: есть кровь, чтобы сохранить жизнь, Создатель запрещает. «Только строго наблюдай, чтобы не есть крови... ...Выливай ее на землю, как воду. Не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое» (Второзаконие 12:23—25; 15:23; Левит 7:26, 27; Иезекииль 33:25).

В противоположность тому, как рассуждают сегодня некоторые, законом Бога о крови нельзя было пренебрегать даже в случае крайней необходимости. Так в самое трудное время войны некоторые израильские солдаты убивали животных, и «ел народ с кровью». Было ли позволительно поддерживать жизнь кровью ввиду этой крайней необходимости? Нет. Их военачальник указал, что такое поведение было совершенно неправильным (1 Царств 14:31—35). Поэтому, как бы ни дорога была жизнь, наш Жизнедатель ни разу не сказал, что в случае крайней необходимости его нормами можно пренебречь.

КРОВЬ И ИСТИННЫЕ ХРИСТИАНЕ

Какую позицию в вопросе спасения человеческой жизни кровью занимает христианство?

Иисус был непорочным человеком, и за это его так уважают. Он знал, что Создатель запретил применять кровь, и это было для него непреложным законом. Поэтому есть все основания верить, что Иисус повиновался бы закону о крови, даже если бы его заставляли поступить иначе. Иисус «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петра 2:22). Он, таким образом, подал пример своим последователям, в том числе пример уважения к жизни и крови. (Позднее мы рассмотрим, какое отношение имеет кровь самого Иисуса к этому важному вопросу, который затрагивает твою жизнь.)

Обрати внимание на то, что случилось, когда через какое-то время после смерти Иисуса возник вопрос: должен ли человек, ставший христианином, исполнять все законы израильтян? Этот вопрос обсуждался на совете христианского руководящего совета, в который входили апостолы. Брат Иисуса Иаков сослался на повеления о крови, данные Ною и нации Израиль. Обязательны ли они были для христиан? (Деяния 15:1—21).

Решение совета разослали по всем собраниям: христианам не нужно соблюдать свод законов, данных Моисею, «кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины [мяса, из которого не выпущена кровь] и блуда» (Деяния 15:22—29). Указ апостолов касался не только ритуала или правильного питания. В постановлении излагались основные нравственные нормы, которых и придерживались ранние христиане. Спустя десятилетие они подтвердили, что надо по-прежнему «хранить себя от идоложертвенного, от крови... и от блуда» (Деяния 21:25).

Ты знаешь, что миллионы людей ходят в церковь. Большинство из них, вероятно, согласятся, что христианская этика означает избегать идолопоклонства и не совершать грубых безнравственных поступков. Однако стоит подчеркнуть, что для апостолов воздержание от крови стояло на таком же высоком нравственном уровне, как и воздержание от перечисленных неправильных действий. В заключении постановления говорилось: «Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деяния 15:29).

Апостольское постановление долгое время понималось как обязательное. Евсевий рассказывает об одной молодой женщине, жившей в конце второго века; умирая от истязаний, она подчеркнула, что христианам «даже не разрешается есть кровь неразумных животных». Она не отстаивала свое право умереть. Она хотела жить, но не могла поступиться своими принципами. Разве не уважаешь ты тех, для кого принцип превыше личной выгоды?

Ученый Джозеф Пристли пришел к такому выводу: «Данный Ною запрет на употребление крови, похоже, обязателен для всего его потомства... Если объяснять [этот] запрет апостолов обыкновением первых христиан, о которых едва ли можно предположить, что они неправильно поняли его суть и границы, то нельзя не заключить, что он был абсолютным и бессрочным, поскольку многие столетия ни один христианин не ел крови».

А КРОВЬ КАК ЛЕКАРСТВО?

Распространяется ли библейский запрет «есть кровь» на ее использование в медицине,— к примеру на переливание крови, которое, естественно, не было известно во дни Ноя, Моисея и апостолов?

Хотя тогда не существовало современной терапии с применением крови, употребление крови в медицинских целях не ново. На протяжении 2 000 лет в Египте и других местах человеческая «кровь считалась превосходным средством от проказы». Один врач поведал о способах лечения сына царя Асархаддона, применявшихся, когда Ассирия была ведущей в области технологии: «[Принцу] значительно лучше; царь, мой господин, может быть счастлив. Начиная с 22-го дня я даю (ему) пить кровь, он будет пить (ее) 3 дня. Я буду давать (ему кровь) еще 3 дня». Израильтяне определенным образом соприкасались с Асархаддоном. Но поскольку у израильтян был Закон Бога, они никогда не пили кровь как лекарство.

Применялась ли кровь как лечебное средство во времена римлян? Натуралист Плиний (современник апостолов) и врач второго века Аретей сообщают, что человеческой кровью лечили от эпилепсии. Позднее Тертуллиан писал: «Посмотрите на тех, кто с ненасытимой жадностью во время представлений на арене берет свежую кровь злых преступников... и уносит ее, чтобы исцелить себя от эпилепсии». Он противопоставил им христиан, у которых «в пище нет даже крови животных... На судах же христиан вы предлагаете им кровяные колбасы. Вы, конечно, знаете, что [это] для них противозаконно». Да, ранние христиане скорее предпочитали умереть, чем есть кровь.

«Кровь в своей обычной форме не... вышла из моды как ингредиент в медицине и магии,— сообщается в книге Flesh and Blood («Плоть и кровь»).— Например, в 1483 году умирал французский король Людовик XI. „С каждым днем ему становилось все хуже, и лекарства ничуть не помогали, правда, они были необычными, ибо он страстно надеялся исцелиться с помощью человеческой крови, которую брал у детей и жадно глотал“».

А переливание крови? Эксперименты с ним начались где-то в начале XVI века. Профессор анатомии Копенгагенского университета Томас Бартолин (1616—1680) возражал: «Те, кто пытается ввести в употребление человеческую кровь как внутреннее средство от болезней, на самом деле злоупотребляют ею и тяжело грешат. Мы осуждаем каннибалов. Почему же мы не питаем отвращения к тем, кто пачкает свой пищевод человеческой кровью? То же самое относится к принятию чужой крови из разрезанной вены, будь то через рот или через устройства для переливания. Изобретателям этой операции следует страшиться Божьего закона, который запрещает есть кровь».

Таким образом, в прошлые столетия думающие люди осознавали, что библейский закон касается принятия крови как через рот, так и через вены. В заключение Бартолин сказал: «Каждый из этих способов употребления [крови] служит одной и той же цели — чтобы с помощью крови больной организм питался и восстанавливался».

Этот обзор поможет тебе понять, почему Свидетели Иеговы занимают такую твердую религиозную позицию. Они высоко ценят жизнь и хотят получать хорошую медицинскую помощь. Но они полны решимости не нарушать неизменного постановления Бога: те, кто уважают жизнь как дар нашего Создателя, не пытаются поддерживать ее кровью.

Тем не менее вот уже многие годы люди утверждают, что кровь спасает жизнь. Врачи могут рассказать случаи, когда у кого-то была большая потеря крови, но ему сделали переливание, и он быстро поправился. Ты, поэтому, можешь спросить: «Насколько это мудро или немудро с медицинской точки зрения?» В пользу лечения кровью приводятся медицинские доказательства. Значит, ты сам должен узнать факты, чтобы сделать осознанный выбор в отношении крови.

[Сноски]

Павел, в Деяниях 17:25, 28, Синодальный перевод Библии.

Подобные запреты позднее были записаны в Коране.

К кому относилось предостережение о злоупотреблении кровью, записанное в Деяниях 15:29? Профессор Эдуард Мейер отвечает, что «употребление крови запрещается законом (Быт. 9:4), который был дан Ною и, стало быть, всему человечеству в целом» (Ursprung und Anfänge des Christentums [«Происхождение и начало христианства»], 1962 год).

Мартин Лютер указал на значение апостольского постановления: «Итак, если мы хотим, чтобы церковь соответствовала требованиям этого совета... мы должны учить и настаивать на том, чтобы отныне никакой князь, феодал, горожанин или крестьянин не ел гусей, лани, оленины или свинины, приготовленных в крови... А горожане и крестьяне должны отказываться от красной и кровяной колбасы».

 

 Ссылки:

  УСТАНОВКА КОНДИЦИОНЕРОВ

  Онлайн бухгалтерия: рсв 1 2013 на сайте.

  Проктолог лечим быстро и качественно.

  планшетники apple

  Топ Гир 2 сезон 14 эпизод.

 

 
журналы Свидетелей Иеговы
читать журнал Пробудитесь
 
статьи из Пробудитесь
 

 Все материалы в данном разделе взяты из журнала "Пробудитесь", издаваемого "Обществом Сторожевой Башни Библий и трактатов".