Священное писание Статьи Скачать Ссылки
Главная Контакты Карта сайта Форум
   

Цыгане. Тысяча лет радостей и горя

ЭТО событие похоже на любую традиционную свадьбу. Стол ломится от праздничных угощений и напитков, в доме звучит музыка. Родственники протискиваются вперед, чтобы поздравить смущенного жениха и нарядную невесту, которая вся светится от счастья. Но это не свадьба, а лишь прелюдия к ней. Торжество по случаю помолвки устраивается вечером накануне свадьбы, и на него собирается более 600 гостей. Семья жениха передает родственникам невесты свадебный выкуп. На следующий день жених вместе с родственниками должен привести невесту в свой дом, где пройдет еще одно торжество — на этот раз сама свадьба.

Все родственники молодых говорят по-цыгански — на языке, который считается иностранным везде, где бы они ни жили. Этот язык с множеством его диалектов, а также древние обряды и свадебные традиции — общее наследие народа, который рассеян по всему миру, но у которого нет своей территории и национального правительства. Этот народ — цыгане.

Кто такие цыгане?

Языковые, культурные и генетические корни современных цыган уходят вглубь на 1000 лет и приводят нас в северную Индию. Цыганский язык относится к индийской группе, хотя за последние несколько веков он впитал в себя слова из языков других народов. До конца не ясно, почему цыгане решили покинуть Индию. Некоторые историки полагают, что их предки были ремесленниками и артистами, сопровождавшими военные отряды, которые покинули родные земли из-за вторжения неприятеля. Как бы то ни было, цыгане пришли в Европу через Персию и Турцию еще до 1300 года н. э.

В Европе о цыганах сложилось два противоречивых мнения. С одной стороны, их идеализировали в романах и фильмах, окутывая романтическим ореолом и представляя как гостеприимный, беззаботный, кочующий народ, который песнями и танцами выражал свою радость и горе. С другой стороны, на них часто наговаривали и считали их ненадежными, странными и нелюдимыми — извечными отшельниками, чуждающимися общества. Чтобы понять, почему сложились такие стереотипы, давайте обратимся к истории.

Предвзятое мнение

В Средние века большинство европейцев никогда не бывали за пределами своего города или деревни. Только представьте, что они, должно быть, подумали, когда впервые увидели кочующих цыган. Все в них казалось диковинным и странным. Эти люди были смуглыми, темноглазыми, с черными волосами; их броская одежда, нрав и язык сильно отличались от всего, что когда-либо видели или слышали местные жители. Кроме того, цыгане обычно сторонились тех, кто не принадлежал к их кругу. Это, вероятно, объяснялось их индийским происхождением и кастовой системой, существовавшей в Индии. Со временем интерес и любопытство европейцев сменились недоверием и неприязнью.

Цыгане стали настоящими изгоями: они могли селиться только на окраинах, и им запрещалось входить в селения даже для того, чтобы купить продуктов или набрать воды. Стали поговаривать, что они воруют детей и едят их. Иногда закон даже обязывал цыган готовить на открытых местах, чтобы любой мог проверить содержимое их котелков. Такие проверки часто заканчивались тем, что местные жители выливали на землю все их дневное пропитание. Неудивительно, что некоторые цыгане начали воровать, чтобы как-то прокормиться.

Трудности и несправедливое обращение еще больше сплотили цыган. Испокон веков они находили поддержку и радость в семье. Цыгане обычно серьезно относятся к воспитанию детей, а дети всегда поддерживают и опекают своих престарелых родителей. Кроме того, многие цыгане твердо придерживаются издревле принятых норм поведения и правил приличия.

Вся жизнь в дороге

Цыгане редко встречали радушный прием и поэтому постоянно переезжали с места на место. Благодаря кочевому образу жизни они смогли развить многие полезные навыки и стали искусными кузнецами, торговцами и талантливыми артистами. Они всегда были востребованы и по крайней мере могли прокормить свои семьи. Нередко цыганкам приписывали таинственный дар предвидения, и они часто пользовались этим, чтобы заработать денег. Кочевой образ жизни также помог цыганскому народу уберечься от культурного и нравственного загрязнения и не раствориться среди гаджи, как цыгане называют всех «чужаков».

Однако со временем предубеждения вылились в преследования. Цыгане были изгнаны из некоторых стран Европы. В других странах в течение нескольких веков они находились в рабстве. С отменой рабства в 1860-е годы цыганские общины продвинулись еще дальше на запад: многие цыгане устремились в Западную Европу и Америку. Куда бы они ни шли, они несли с собой свой язык, традиции и таланты.

Несмотря на свое униженное положение, цыгане находили радость в музыке и танцах. В Испании вместе с представителями других культур цыгане создали особый стиль исполнения песен и танцев — фламенко, а в Восточной Европе они брали за основу народные песни и исполняли их в своей неповторимой манере. Зажигательные ритмы цыганской музыки вдохновляли даже классических композиторов, таких, как Бетховен, Брамс, Гайдн, Дворжак, Лист, Моцарт, Равель, Рахманинов, Россини, Сарасате и Сен-Санс.

Цыгане в современном мире

Сегодня общая численность цыган составляет от двух до пяти миллионов человек, а по некоторым подсчетам и больше; живут они практически во всех уголках нашей планеты, но в основном в Европе. В большинстве своем они уже не ведут кочевой образ жизни, а некоторые из них стали довольно состоятельными людьми. Однако во многих странах цыган относят к числу бедных и неимущих, и часто они живут в крайней нищете.

Во время коммунистического правления политика государств в Восточной Европе сводилась к тому, что все граждане должны быть равны. С переменным успехом правительство пыталось приобщить цыган к оседлому образу жизни и предоставляло им работу и жилье. Иногда это способствовало улучшению их здоровья и жилищных условий. Но подобные меры не устранили предубеждений и неприязни, которые веками существовали между цыганами и другими народами.

Политические изменения, которые произошли в Восточной Европе в 1990-х годах, сулили немало новых возможностей. Но эти перемены еще и разбередили старые раны, когда в связи с сокращением программ социального обеспечения, а также ослаблением борьбы против дискриминации многие цыгане были поставлены в еще более тяжелые социальные и экономические условия.

В поисках надежды и лучшего будущего

Примерно в то время, когда происходили все эти перемены, Андреа, темноволосая смуглая девушка, ходила в школу в одной из стран Восточной Европы. Она была единственной цыганкой в классе. Несмотря на сильный характер, ей едва удается сдержать слезы, когда она вспоминает все оскорбления и насмешки, которые ей пришлось перенести в детстве. Она рассказывает: «Когда во время игры все делились на команды, меня обычно выбирали самой последней. Мне так хотелось убежать в Индию, где я была бы как все. Однажды кто-то крикнул моему другу: „Убирайся в свою Индию!“, а он ответил: „Я бы с радостью — были бы деньги“. Мы нигде не чувствовали себя как дома. Мы везде были чужими». Андреа была талантливой танцовщицей и мечтала о славе, с помощью которой она могла бы добиться уважения. Но в подростковые годы она нашла нечто лучшее.

Андреа говорит: «Однажды к нам в дверь позвонила девушка, Свидетель Иеговы, которую звали Пироска. Она показала мне в Библии, что Бог любит не просто все человечество, а каждого из нас в отдельности. Она объяснила, что я могу подружиться с Богом, если захочу. Я почувствовала, что кому-то нужна. Знание о том, что для Бога все люди равны, укрепило мою уверенность в себе.

Я стала ходить вместе с Пироской на встречи Свидетелей, где были как цыгане, так и люди других национальностей. Я почувствовала, что между ними царит подлинное единство. У меня появилось много друзей. После полутора лет изучения Библии с Пироской я тоже стала Свидетелем Иеговы». Сегодня Андреа и ее муж служат полновременными проповедниками и рассказывают другим о том, что Бог проявляет любовь к людям всех национальностей.

«Меня приняли как равного»

Оглядываясь на свои юные годы, Хайро, тоже цыган, вспоминает: «Из-за общения с мальчишками, которые были не в ладах с законом, я постоянно попадал в переделки. Однажды полиция задержала всю нашу компанию за воровство. Когда меня привели домой, я больше боялся маминого гнева, чем полицейских, ведь, как и во многих цыганских семьях, меня учили, что воровать нельзя».

Когда Хайро стал старше, его семья тоже встретилась со Свидетелями Иеговы. Библейское обещание о том, что Божье Царство разрешит все проблемы человеческого общества, включая предубеждения и дискриминацию, затронуло сердце Хайро. Он рассказывает: «У цыган никогда не было своего правительства, которое бы о них заботилось. И мне кажется, поэтому цыгане особенно расположены принять весть о том, что Божье Царство благословит все народы. Даже сейчас я вижу эти благословения. С той самой минуты, как я переступил порог Зала Царства, я почувствовал себя, словно апостол Петр, который сказал: „Поистине вижу, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся его и поступающий праведно угоден ему“ (Деяния 10:34, 35). Меня приняли как равного. Я не поверил своим ушам, когда нецыган назвал меня „прала“, что на цыганском означает „брат“!

Поначалу некоторые родственники сильно мне противодействовали. Они не могли понять, почему я изменил свою жизнь, желая соответствовать библейским принципам. Но теперь мои родственники и вообще вся наша цыганская община считает, что я стал намного счастливее и успешнее, благодаря тому что тесно придерживаюсь библейских норм. Многие из них тоже хотели бы изменить свой образ жизни». В настоящее время Хайро служит христианским старейшиной и полновременным проповедником. Его жена Меган, не цыганка, также учит цыган и других людей тому, что Библия помогает достичь счастья — сейчас и в будущем. Она говорит: «Семья и община моего мужа полностью приняли меня. Им нравится, что человек другой национальности проявляет к ним такое внимание и доброту».

[Сноски]

Цыган везде называют по-разному: гитаны, египтяне, язычники, зигойнеры. Но все эти названия считаются обидными. Большинство цыган называют себя рома́ (множественное ромалы), что на их языке означает «человек». Некоторые этнические группы, говорящие по-цыгански, известны и под другими названиями, например синти.

Хотя некоторые цыгане неуклонно придерживаются многих своих традиций, они обычно принимают основную религию страны или местности, в которой селятся.

Сегодня цыгане живут практически во всех уголках нашей планеты

Во времена нацизма Гитлер уничтожил в Европе более 400 000 цыган, которые наряду с евреями, Свидетелями Иеговы и другими группами были отправлены в концлагеря. В 1940 году, еще до того как стало широко известно о планах Гитлера, направленных на массовое уничтожение людей, киноактер Чарли Чаплин — цыган по происхождению — создал фильм «Великий диктатор», в котором высмеял Гитлера и нацистскую партию. Среди других известных людей искусства цыганского происхождения актер Юл Бриннер, актриса Рита Хейуорт (внизу), художник Пабло Пикассо (внизу), джазист Джанго Рейнхард и македонская певица Эсма Реджепова. Многие цыгане становятся также инженерами, врачами, профессорами и членами национальных парламентов.

Цыгане — Свидетели Иеговы

Многие цыгане стали Свидетелями Иеговы. Некоторые из них служат старейшинами и полновременными проповедниками. Местные власти и другие люди считают их образцовыми, достойными подражания гражданами. Один Свидетель-цыган из Словакии рассказывает: «Однажды к нам в дверь постучал сосед не-цыган. Он сказал: „Мой брак на грани распада. Но я знаю, что вы можете мне помочь“. „Почему вы выбрали нас?“ — спросили мы с женой. „Если ваш Бог помог вам, цыганам, изменить свою жизнь, возможно, он поможет и нам“,— услышали мы в ответ. Мы дали ему основанную на Библии книгу о семейной жизни, изданную Свидетелями Иеговы.

Спустя какое-то время с такой же просьбой обратилась и его жена, не зная о том, что ее муж приходил к нам. „Никто, кроме вас, в этом доме не сможет нам помочь“,— сказала она. Мы дали ей такую же книгу. Оба попросили не рассказывать о своем приходе. Через полтора месяца мы начали изучение Библии с этой парой. Видя, что мы живем в согласии с библейской истиной, люди начинают нас больше уважать и обращаются к нам за духовной помощью».

 

 Ссылки:

 

 

 

 

 

 


 


Все материалы в данном разделе взяты из журнала "Пробудитесь", издаваемого "Обществом Сторожевой Башни Библий и трактатов". Сайт организации: www.watchtower.org