Священное писание Статьи Скачать Ссылки
Главная Контакты Карта сайта Форум
   

Воспитывать детей с раннего детства

УМ НОВОРОЖДЕННОГО ребенка часто сравнивают с чистым, неисписанным листом бумаги. На самом деле, ум ребенка получает уже многие впечатления, когда он еще находится в матке матери. Определенные характерные черты неизгладимо запечатлеваются в нем по генетической наследственности. Однако с момента рождения имеется огромная способность учиться. Можно сказать, что не только одна страница, а страницы целой библиотеки ожидают внесения информаций.

2 При рождении мозг младенца весит лишь четверть веса мозга взрослого человека. Но он растет так быстро, что в течение лишь двух лет он достигает три четверти своего окончательного веса! Умственное развитие не отстает. Исследователи говорят, что интеллект ребенка в первые четыре года жизни растет столько же, сколько он растет в следующие тринадцать лет. Некоторые даже утверждают, что «понятия, которым ребенок учится до своего пятого дня рождения, относятся к самым трудным, с которым он встречается когда-нибудь в своей жизни».

3 Для нас основные понятия, как право и лево, верх и низ, полно и пусто, как и сравнительные степени величины и веса совершенно естественны. Но ребенок должен учиться всему этому и множеству всяких других понятий. Даже элементарные понятия о языке нужно внедрить в ум младенца и укоренить их в нем.

4 Некоторые считают, что язык — «вероятно, самое сложное умственное достижение, которое когда-либо ожидается от человека». Если ты когда-нибудь старался изучать новый язык, то ты, наверно, согласишься с этим. У тебя, по крайней мере, преимущество, что ты знаешь, как функционирует язык. Младенец же не знает этого, но тем не менее его ум в состоянии усваивать основные понятия языка и использовать их. Помимо того, дети, живущие в двуязычных семьях или странах, в нежном возрасте легко говорят даже на двух языках еще до того, как они начинают ходить в школу! Итак, умственная способность имеется, и она только ждет, чтобы быть развитой.

Немедленно начинай воспитывать!

5 В письме к своему спутнику Тимофею апостол Павел напоминал ему, что он «из детства» знал Священные Писания (2 Тимофею 3:15). Мудрые родители сознают естественную жажду знаний младенца. Младенцы очень наблюдательны, они смотрят во все глаза и слушают во все уши. Малыши постоянно воспринимают информации, хранят их, добавляют к ним новые и делают выводы, безразлично, замечают ли это родители или нет. Да, если родители не осторожны, то младенец за короткое время удивительно хорошо научится, как манипулировать их по своему желанию. Поэтому указание, данное в Слове Бога, применимо с самого рождения: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6). Первые уроки, конечно, касаются любви и связаны с обилием любящего ухода и привязанности. Однако помимо этого должно даваться необходимое наставление — спокойным, но решительным образом.

6 Разговаривай с ребенком, но не ребяческим, а простым языком взрослых людей, которому он ведь должен научиться. Малолетний ребенок, который учится говорить, засыпит тебя вопросами: «Почему идет дождь? Откуда я? Куда уходят звезды днем? Что ты делаешь? Почему то? Почему то и се?» Вопрос за вопросом, бесконечно! Прислушивайся к ним, потому что для ребенка вопросы относятся к наилучшим учебным средствам. Кто заглушает вопросы, тот может заглушить умственное развитие.

7 Но не забывай, что сказал апостол, когда он писал: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал» (1 Коринфянам 13:11). Отвечай на вопросы так хорошо, как только можешь, но просто и коротко. Если ребенок спрашивает: «Почему идет дождь?», то он не хочет сложного, подробного ответа. Достаточно ответить что-то вроде: «Тучи полны воды. Когда они становятся слишком тяжелыми, вода падает вниз». Внимание ребенка длится не долго. Вскоре он принимается за что-нибудь другое. Так же, как ты даешь ребенку молоко до тех пор, пока он не сможет есть твердую пищу, давай ему простые сведения до тех пор, пока он не сможет понимать более сложные ответы. (Сравни Евреям 5:13, 14.)

8 Учение должно быть поступательным. Как уже было сказано, Тимофей с ранних лет был знаком с Писаниями. Ранние воспоминания его детства включали, вероятно, и поучения из Библии. Его поучали, безусловно, поступательным образом, как и сегодня отец или мать начали бы учить ребенка чтению. Читай своему ребенку вслух. Когда он еще малютка, посади его на колени, обними его рукой и приятным голосом прочти ему что-нибудь вслух. У него создастся теплое чувство безопасности и радости, а чтение будет приятным переживанием, все равно, как бы мало он ни понимал. Позже ты можешь научить его алфавиту, может быть, в виде игры. Затем составляй слова, а под конец из слов складывай предложения. Старайся, чтобы процесс учения доставлял ребенку, по возможности, удовольствие.

9 Одна чета, например, читала вслух своему трехлетнему ребенку, указывая на каждое слово пальцем, чтобы ребенок следил за тем, как продвигалось чтение. На определенных словах они приостанавливались и ребенок вставлял следующее слово, например, «Бог», «Иисус», «человек» или «дерево». Постепенно число слов, которые он мог читать, увеличилось. В четыре года он мог читать большинство слов. С чтением приходит и писание, сначала отдельных букв, потом целых слов. Ребенок восхищается, когда он может писать свое собственное имя.

10 Каждый ребенок отличается от другого и имеет собственную личность. Поэтому ему необходимо помогать развиваться согласно его унаследованным возможностям и дарам. Если каждый ребенок воспитывается развивать свои унаследованные силы и способности, то ему не придется смотреть с завистью на достижения других детей. Каждого ребенка нужно любить и ценить ради него самого. Помогая ему преодолевать или сдерживать плохие склонности, не пытайся стеснять его предопределенным шаблоном. Вместо того покажи ему путь, как пользоваться наилучшим образом хорошими чертами собственного характера.

11 Родители могут пробудить дух эгоистического соперничества, если они выставляют превосходство или слабость одного ребенка по сравнению с другим. Хотя малые дети уже рано в жизни проявляют признаки врожденного эгоизма, но чванство, высокомерие и надменность им сначала чужды. Поэтому Иисус мог привести в пример маленького ребенка, чтобы обличить честолюбивые замыслы и заботу о личной важности, проявленные однажды Его учениками (Матфея 18:1—4). Избегай поэтому неблагосклонных сравнений между детьми. Ребенок может понять это как отклонение. Сначала он будет чувствовать себя обиженным, но если такое обращение будет продолжаться, то, вероятно, он станет неприязненным. С другой стороны, ребенок, которому говорят, что он превосходит других, может стать надменным и навлечь на себя нерасположение других. Любовь и признание родителей никогда не должны зависеть от того, каков ребенок по сравнению с другими. Разнообразие — это что-то прекрасное. В оркестре многие различные инструменты вносят разнообразие и живость, но они все играют в гармонии друг с другом. Различные личности придают семье особенность и делают ее интересной, и если все следуют верным принципам своего Создателя, то гармония не нарушается.

Помогай своему ребенку расти духовно

12 Слово Бога говорит, «что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иеремия 10:23). Большинство же людей другого мнения. Они отвергают Божье руководство, принимают человеческое руководство, попадают из одного затруднения в другое и, в конце концов, доказывают тем только, что Бог прав. Иегова Бог говорит, что «есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притчи 14:12). Люди давно пошли путем, который им казался верным, а это повело к войнам, голоду, болезням и смерти. Если путь, который кажется верным взрослому, опытному человеку, кончается смертью, то как мог бы путь, который кажется верным ребенку, кончиться как-нибудь иначе? Если не во власти идущего человека давать направление стопам своим, как может держащийся нетвердо на ногах ребенок самостоятельно идти по своему жизненному пути? Создатель как родителям, так и детям доставляет указания через Свое Слово.

13 Родителям Бог говорит: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Второзаконие 6:6, 7). Во всякое время, когда предоставляются удобные случаи, следует предоставлять поучение. Когда семья завтракает вместе, несмотря на то, что многие по утрам спешат на работу или в школу, выражение благодарности за еду направит мысли на Создателя, и в молитву могут быть включены также другие дела, полезные для семьи в духовном отношении. Может быть, время позволит сделать то или другое замечание насчет школы или деятельности в течение дня, как и дать здоровый совет, как справиться с проблемами, которые могут возникнуть. Время перед сном может быть очень приятным для малых детей, если родители, «ложась», оказывают им особое внимание. Истории перед сном много значат детям и представляют собой прекрасную возможность для поучения. Библия полна материала, и чтобы этим доставлять детям большое удовольствие, от родителей требуется только изобретательность и сердечная теплота. Личные приключения из собственной жизни особенно очаровывают ваших детей и могут быть очень поучительными. Может казаться, что не так легко находить все новые истории, но вы не раз увидите, что ребенок все снова и снова любит слышать те же рассказы. Вы увидите, что благодаря этому дополнительному употреблению времени обмен мыслями со своими детьми намного улучшится. Кроме того, молитва перед сном поможет детям уже рано установить связь с Тем, Кто лучше всех может вести и охранять их (Ефесянам 3:20; Филиппийцам 4:6, 7).

14 Где бы вы ни находились, «сидя в доме» или «идя дорогою», — везде есть возможности поучать ребенка интересным и эффективным образом. Кое-что можно преподать детям в форме игры. Одна чета рассказывала, как она таким образом помогла детям запомнить мысли, обсуждавшиеся на сходке для изучения Библии:

«Однажды вечером мы взяли с собой маленького, шестилетнего мальчика, который обычно не был особенно внимательным на сходках. По дороге в зал я сказал: „Давайте поиграем в игру. На обратом пути мы посмотрим, можем ли мы вспомнить, какие песни пелись и какие главные мысли обсуждались на сходке“. Идя домой, мы были крайне удивлены. Сперва мы дали слово малышу, который обычно был невнимательным, и он повторил много мыслей. Потом наши дети прибавили свои комментарии, а под конец мы двое взрослых. Для них это не было работой, а игрой».

15 Подрастая, ребенок научится выражать мысли, рисовать что-нибудь, исполнять некоторые работы или играть на инструменте. У него создается чувство, что он достигает чего-то. Его достижение является как бы частью его самого. Для него оно есть что-то очень личное. Если ты, рассматривая его работу, скажешь: «Хорошо сделано!», то ребенок будет восхищен. Старайся находить что-нибудь в его работе, что ты искренне можешь похвалить, и ты ободришь его. Если ты прямо критикуешь ее, то он, вероятно, упадет духом и опустит руки. Когда нужно, ты можешь поставить ему вопрос относительно определенной детали, но не производи впечатления, что ты отклоняешь всю его работу. Например, вместо того, чтобы взять его рисунок и переделать его, ты можешь на другом листке бумаги показать ему то или другое улучшение. Так у него будет возможность исправить при желании свой собственный рисунок. Ободряя ребенка в его стараниях, ты способствуешь его духовному росту; критикуешь же ты его резко, то ты можешь привести его в уныние или подавить его желание попробовать снова. Да, принцип, находящийся в Галатам 6:4, применим и к детям: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом». Ребенок нуждается в ободрении, особенно для его первых попыток. Если его работа для его возраста хороша, то похвали ее! Если она не удалась, то похвали его усилия и ободри его начать дело снова. В конце концов, он ведь и ходить начал не с первого раза.

Как мне объяснить вопросы пола?

16 Ты отвечаешь на вопросы твоего ребенка и ободряешь его обращаться к тебе. Но вдруг он спрашивает тебя относительно половых вопросов. Отвечаешь ли ты откровенно, или даешь вводящий в заблуждение ответ, например, объясняя, что вы купили братишку или сестренку в больнице? Дашь ли ты своим детям правильные сведения или допустишь ты, чтобы они получили скудные или неправильные ответы, может быть, от старших детей непристойным образом? Библия открыто упоминает довольно много тем, связанных с сексуальностью и половыми органами (Бытие 17:11; 18:11; 30:16, 17; Левит 15:2). Когда Бог давал Своему народу указания относительно собраний, где читалось Его Слово, Он сказал: «Собери народ, мужей и жен, и детей,... чтоб они слушали и учились» (Второзаконие 31:12). Таким образом дети слышали бы упоминания половых вопросов в серьезной и почтительной атмосфере, а не на грязном, уличном языке.

17 Объяснение вопросов пола на самом деле вовсе не так уж сложно, как воображают многие родители. Дети очень рано интересуются своим телом и обнаруживают разные части. Ты называешь их ребенку: руки, ноги, нос, живот, ягодицы, член, влагалище. Малый ребенок не смущается, разве если ты вдруг меняешь голос и обходишь быстро молчанием половые органы. Родители с ужасом представляют себе, что, как только начнется расспрашивание, им придется объяснить все. В действительности же вопросы ставятся постепенно, соответственно уровню развития ребенка. Когда он достигает различных уровней, тебе только следует употреблять правильные понятия и давать простейшие, общие объяснения.

18 В один прекрасный день ребенок, например, спрашивает: «Откуда приходят дети?» Ты можешь просто ответить: «Они растут в животе матери», или что-либо подобное. Обыкновенно этого достаточно — на этот раз. Позже он, возможно, спросит: «А как выходит ребенок оттуда?» «Для этого есть особое отверстие». И это обычно удовлетворяет его — на этот раз.

19 Некоторое время спустя ставится, может быть, вопрос: «А как ребенок начинает расти?» В ответ ты можешь сказать: «Отец и мать желают иметь ребенка. Семя от отца сталкивается с яйцевой клеткой в утробе матери и ребенок начинает расти, как и семя в земле вырастает цветком или деревом». Это как бы история с продолжениями, и каждая часть удовлетворяет ребенка на то время. Позже ребенок может спросить: «А как попадает семя от отца в мать?» Ты просто можешь сказать: «Ты знаешь, как выглядит мальчик. У него есть член. У девочки в теле есть отверстие, в которое может вместиться член. Так семя сажается в мать. Люди созданы так, что дети могут образовываться и расти в матери и позже родиться младенцами.

20 Такой честный подход к делу, безусловно, лучше, чем небылицы или попытки замять дело как нечто секретное, что представило бы эту тему как нечто неприличное. (Сравни Титу 1:15). Кроме того, для ребенка лучше, если он получит сведения от родителей, которые могут сопровождать свои объяснения причинами, почему иметь детей следует по праву только состоящим в браке, в котором муж и жена любят друг друга и берут на себя ответственность любить ребенка и заботиться о нем. Таким образом эта тема обсуждается на здравом, духовном уровне, а не в рамках, представляющих ее как нечто нечистое.

Передавать самые главные уроки жизни

21 Иисус однажды уподобил людей своего века «детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: „Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали“» (Матфея 11:16, 17). В своих играх дети подражали взрослым и их праздникам и похоронам. Так как дети от рождения склонны к подражанию, то огромную роль в воспитании ребенка играет родительский пример.

22 Со дня рождения твой ребенок учится от тебя — не только тому, что ты говоришь, а также тому, как ты говоришь, какой тон голоса употребляешь ты в разговорах: с самим ребенком, с мужем или с женой или с посторонними лицами. Он наблюдает, как родители обращаются друг с другом, с другими членами семьи и с посетителями. Для ребенка твой пример в таких делах послужит более значительным уроком, чем учиться ходить, считать или выучивать алфавит. Этим ты можешь положить основу для зания и понимания, которые ведут к истинному счастью в жизни. Твой пример может делать ребенка восприимчивым относительно передачи справедливых норм, когда он станет достаточно большим для поучения словами и чтением.

23 «Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви», — призывает апостол христиан. Незадолго до этого он объяснил, что требует подражание Богу, сказав: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Ефесянам 4:31, 32; 5:1, 2). Если голоса, которые младенец слышит, или действия, которые он видит, производят на него впечатление раздраженности, как например, громкий и пронзительный разговор, плаксивые жалобы, высокомерие или вспышки гнева, то он получает едва изгладимое впечатление. Но если ты со всеми обращаешься радушно и внимательно, если твои моральные нормы высокие и принципы хорошие, то твой ребенок захочет подражать тебе в этом. Поступай так, как следует поступать твоим детям, и будь таким, какими должны быть твои дети.

24 Родители не должны иметь два списка правил: один, по которому проповедовать, а другой, по которому поступать, один для своих детей, а другой для самих себя. Какая польза велеть детям не лгать, если ты сам лжешь? Если ты нарушаешь данные детям обещания, то как можешь ты ожидать, чтобы они исполняли свои обещания? Если родители не уважают друг друга, как могут они ожидать, чтобы их ребенок учился уважению? Если ребенок ни от отца, ни от матери не видит проявления смирения, то как может он взять себе за правило смиренность? Возникает серьезная опасность, если родители создают впечатление, что они всегда правы. Ребенок может подумать, что все, что делают родители, правильно, даже если их поступки проявляют несовершенство или греховность и являются неправильными. Кто говорит что-то, но не поступает соответственно, подобен лицемерным фарисеям, о которых Иисус сказал: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Итак, родители, если вы не хотите иметь в семье маленьких фарисеев, то не будьте сами большими фарисеями! (Матфея 23:3).

25 Сначала дети знакомятся с любовью тем, что они наблюдают ее, и они учатся давать любовь, получая ее. Любовь нельзя купить. Родители могут осыпать своих детей подарками. Однако любовь является в первую очередь духовным делом, делом сердца, а не кошелька. Одни подарки никогда не смогут заменить истинную любовь. Кто пытается купить любовь, тот снижает ее ценность. Больше, чем материальные подарки, давай кое-что от себя: твое время, твою силу и твою любовь. Все это ты получишь обратно в той же мере (Луки 6:38). О нашей любви к Богу в 1 Иоанна 4:19 говорится: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».

26 Дети учатся давать тем, что получают. Им можно помочь познать радость, которую приносит с собой готовность давать, служить и делиться. Помоги им увидеть, что давать приносит счастье — тебе, другим детям и взрослым людям. Часто взрослые не хотят принимать подарки от детей, ошибочно думая, что оставлять детям подарки, которые они хотели бы отдать, является признаком любви. Один мужчина заметил:

«Я всегда отказывался, когда ребенок предлагал мне свои конфеты. Я считал, что с моей стороны было любезно не принимать того, что он сам так сильно любил. Но когда я отказывался и давал ему оставлять все себе, я не видел ожидаемой радости у ребенка. Тогда я понял, что я отклонял его щедрость, отклонял его подарки, отклонил его самого. После этого я всегда принимал такие подарки, чтобы дать ему понять, какую радость готовит давать».

27 В одной семье родители хотели помочь своему сынишке стать как те, которые, по описанию Библии в 1 Тимофею 6:18, «щедры и общительны». Поэтому они при посещении мест для изучения Библии брали из кошелька деньги, которые они хотели пожертвовать, и давали их своему сыну, чтобы он сам мог положить их в ящик для пожертвований. Это помогало внушить ему важность поддерживать духовные дела и вносить свою долю на покрытие каких-либо связанных с этим расходов.

28 Если правильное поучение сопровождается хорошим примером, то дети могут учиться любить и быть щедрыми. Они могут также учиться извиняться, когда это уместно. Один отец рассказывал: «Когда я по отношению к детям делаю ошибку, я им признаюсь. Я объясняю им коротко, почему я сделал эту ошибку и что я был неправ. Это облегчает им признаваться в своих ошибках, зная, что я несовершенный и пойму их». Следующий случай иллюстрирует эту точку зрения. Однажды некий гость пришел навестить одну семью, и отец начал знакомить его с членами семьи. Посетитель рассказывает:

«Мне представили всех присутствовавших лиц. Затем в комнату прибежал маленький, улыбающийся мальчик. Отец сказал: „А это вот, с вареньем на рубашке, наш младший сынишка“. Улыбка мальчика исчезла и его лицо выражало обиду. Увидя, что мальчик смутился почти до слез, отец немедленно притянул его к себе и сказал: „Я не должен был бы сказать это. Я сожалею об этом“. Коротко всхлипнув, мальчик вышел из комнаты, но вскоре опять вернулся, с еще более широкой улыбкой и в свежей, чистой рубашке».

29 Такая смиренность, безусловно, укрепляет привязанность ребенка. При случае отец или мать могут, конечно, позже объяснить ребенку, что необходим уравновешенный взгляд на большие или небольшие проблемы жизни. Они могут помочь своим детям не принимать слишком всерьез маловажные дела, уметь посмеяться над собой и никогда не ожидать совершенства от других, поскольку они тоже не хотят, чтобы другие ожидали этого от них.

Передавай понятие о настоящих ценностях

30 Сегодня многие родители не уверены, в чем состоят настоящие ценности жизни. Вследствие этого многим детям вообще не передаются понятия о ценностях. Некоторые родители даже сомневаются в своем праве формировать взгляды своих детей. Если же не родители, то другие дети, соседи, фильмы и телевидение сделают это. Разрыв между поколениями, бунты молодежи, наркотики, новая мораль и сексуальная революция — все это страшит родителей. Однако до того, как такие вопросы возникают в жизни ребенка, его личность уже довольно развита.

31 По исследованиям, опубликованным в одном научном журнале, «личность человека большей частью устанавливается уже до поступления в школу. Общеизвестно, конечно, что дошкольники в высшей степени восприимчивы и легко поддаются формировке... Тем не менее мы установили, что влияния и переживания в детстве часто основывают постоянные и иногда неизменные манеры поведения».

32 Нехорошие манеры можно устранить, но другой исследователь объясняет, что случается, если при этом проходят дорогие годы: «В первые семь лет ребенок остается поддающимся формированию, но чем дольше мы ждем, тем радикальнее нужно изменять его окружение, а вероятность изменения с каждым годом уменьшается».

33 Малые дети должны освоить много основных понятий, но особенно важны понятия о том, что правильно и неправильно, хорошо и плохо. В своем послании к христианам в Ефесе апостол Павел настоятельно поощрял их приобрести точное познание и сказал: «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Ефесянам 4:13—15). Если родители не помогают своим детям с ранних лет развивать любовь к истине и честности, к правильному и хорошему, то дети остаются беззащитными от заблуждения и зла. Родители не успевают оглянуться, как дошкольные годы пролетают. Не допускай, чтобы они проходили попусту. Пользуйся первыми, важными, формирующими годами, чтобы передать детям настоящие ценности. Этим ты можешь уберечь себя от печали в поздние годы (Притчи 29:15, 17).

34 «Проходит образ мира сего», — писал инспирированный апостол, а это, безусловно, верно, что касается его материальных, духовных и моральных норм (1 Коринфянам 7:31). В мире мало постоянства. Родителям необходимо сознавать, что и они, как человеческие существа, в этом отношении иногда могут оказаться несостоятельными. Если им дорого благополучие их детей и если они на самом деле заинтересованы в их будущем счастье, то они передадут им понятия о действительно постоянных нормах. Для этого они с ранних лет могут внушить детям, что — какой бы ни возник вопрос, какая бы проблема ни требовала решения — записанное Слово Бога, Библия, является источником, к которому следует обращаться за окончательными и полезнейшими советами. Все равно, какой бы запутанной или мрачной ни казалась иногда жизнь на основании определенных обстоятельств — Слово Бога всегда останется „светильником ногам их и светом стезям их“ (Псалом 118:105).

35 Да, раннее детство — это золотая возможность, чтобы вселить в твоих детей понятия о ценностях, которые в течение всей их жизни могут служить им поддержкой. Никакая карьера не является более замечательной, никакая работа более важной, чем воспитание твоих детей. Начинай это сразу после рождения, в раннем детстве!

 

 
Ссылки:
  Интернет-магазин детских игрушек
  Комплектации лизинг мерседес.
  заказать брелок

 

Реклама:

 

 

Все материалы в данном разделе взяты из журнала "Пробудитесь", издаваемого "Обществом Сторожевой Башни Библий и трактатов". Сайт организации: www.watchtower.org