Священное писание Статьи Скачать Ссылки

Библиянаукарелигияаудио книгиаудио журналы

электронные журналысмотреть журналынайти журналычитать журналскачать журнал

Главная Контакты Карта сайта Форум
   

Разносчики. Ходячие «книжные лавки»

У ПОДНОЖИЯ ледника Жандри, над верхней станцией горнолыжного центра в Ле-Дёз-Альп, расположенного на юго-востоке Франции, несколько лет назад открылся небольшой «музей». Одна из ледовых фигур была посвящена некогда очень распространенному в горных районах виду торговли — торговле вразнос. Эта фигура изображала разносчика.

В течение многих веков разносчики ходили по ярмаркам и по домам, предлагая различные товары. Во Франции таких людей называли colporteur (col — «шея», porter — «носить»). Большинство людей сегодня никогда о них не слышали. Те же, кто слышал, думают, что это были просто мелкие торговцы бытовыми товарами. Но в действительности эти люди оставили наследие, которое и по сей день влияет на жизнь современного общества.

Торговля вразнос

Разносчики вовсе не были бедняками. Многие из них вели хорошо организованную торговлю, предлагая через широкую европейскую сеть новейшие товары. Но не стоит думать, что все разносчики занимались торговлей только из материальных соображений. Некоторые из них пропагандировали свои идеи и убеждения. И кому-то это даже стоило жизни.

По всей вероятности, торговля вразнос зародилась еще в средневековье. Первые мелкие торговцы жили в Западных Альпах, Пиренеях и на Северо-Шотландском нагорье. Многие из них были крестьянами, которые по окончании сбора урожая становились странствующими торговцами.

Одним из них был француз по имени Жеан Гравье. Он жил в XVI веке в гористой местности Ля-Грав вместе со своей семьей. Так как сельское хозяйство не приносило хорошего дохода, он решил заняться продажей товаров, пользовавшихся в соседних городах большим спросом,— древесины, кожи, шерсти и соли. Эти товары Гравье и другие разносчики привозили в города и обменивали их на различные предметы галантереи, например расчески, а также на лорнеты, книги, табак, гравюры и лекарства. Затем они продавали все это горожанам или крестьянам, которые жили далеко от торговых лавок. Некоторые разносчики ежедневно преодолевали расстояние в 20 километров! Пока они занимались торговлей, об их полях и семьях заботились родственники.

Примечательно, что Гравье не ограничивался продажей безделушек. Его имя было найдено в списке должников некоего издателя по имени Бенуа Риго. Это указывает на то, что Гравье, так же как и другие разносчики, занимался продажей книг. В то время, в эпоху Возрождения, в Европе процветало книгоиздательство. В XVI веке там было издано от 140 до 200 миллионов книг. И четверть из них — во Франции. Лион — экономическая столица страны, расположенная у подножия Альп,— был ведущим в Европе центром книгопечатания, крупнейшим издателем книг на французском языке. Так что у Гравье не было недостатка в товаре. Но если он занимался продажей книг ради материальной выгоды, то были и те, кто делал это чисто из религиозных соображений.

«Контрабандисты веры»

С появлением книгопечатания религиозные книги и брошюры стали пользоваться огромным спросом. Библия сначала была издана на латыни, а затем на языках простого народа. В Германии были напечатаны миллионы Библий, и разносчики быстро распродавали их сельским жителям. Но далеко не всем это пришлось по душе.

В 1525 году французский парламент запретил перевод Библии на французский язык, а в следующем году издал указ, запрещающий иметь Библию на родном языке. И тем не менее Библия продолжала издаваться тысячными тиражами, а разносчики тайно распространяли ее по всей Франции. Одним из них был Пьер Шапо. В 1546 году его арестовали и казнили.

В конечном итоге в 1551 году в католической Франции разносчикам было строжайше запрещено продавать книги, поскольку они якобы «тайно» привозились в страну «из Женевы», а значит, были изданы протестантами. Но и это не помогло. Библия проникала во Францию всеми возможными способами. Часто Библии небольшого формата прятали в винные бочки с двойным дном, в бочонки с каштанами или в корабельные трюмы. Один смелый человек, по имени Дени Левер, был арестован, когда у него обнаружили целую бочку Библий. Его тоже приговорили к смерти. Один живший в то время католик, враждебно относившийся к разносчикам, был вынужден признать, что их усилиями «Францию за короткое время наводнил Новый Завет на французском языке».

На протяжении XVI века эти «контрабандисты веры», как назвал их один писатель, постоянно подвергались опасности. Многие из них претерпели мученическую смерть, были арестованы, отправлены в тюрьмы, на галеры или в ссылку. Некоторых сожгли на костре вместе с их книгами. И хотя истории известны имена лишь немногих из них, именно благодаря общим усилиям всех тех бесстрашных людей многие протестантские семьи смогли приобрести Библию.

«Синяя библиотека»

В XVII веке Католическая церковь продолжала делать все, чтобы Библия не попала в руки простых людей. Ее место заняли Часослов и Жития святых — поистине жалкая замена! Но янсенисты — католики, которые считались еретиками,— выступали в защиту чтения Священного Писания. Поэтому разносчики стали распространять перевод Греческих Писаний (Новый Завет), сделанный янсенистом Леметром де Саси.

В то же время у разносчиков появилась новая недорогая литература. По этим назидательным и в то же время занимательным книгам многие французы учились читать. Такая литература издавалась вплоть до XIX века. Французы называли ее bibliothéque bleue, или «синяя библиотека», по цвету переплета книг. В Англии такие книги называли chapbooks, а в Испании — pliégos de cordel. Они содержали рыцарские баллады, народные сказки, жизнеописания святых и тому подобное. Нетрудно представить, с каким нетерпением люди ожидали разносчиков, которые летом приходили с Пиренеев, а зимой — из Дофине.

Интересен тот факт, что литература, продаваемая разносчиками, пользовалась спросом как у образованных, так и у необразованных людей. Вот что показало проведенное в XVIII веке изучение быта крестьян в Гиени, области на юго-западе Франции: «Долгими зимними вечерами [крестьяне] по полчаса читают собравшимся домочадцам Жития святых или главы из Библии... А если нет этих книг, они читают... „синюю библиотеку“ и прочую ерунду, с которой разносчики каждый год ходят по деревням». Библия была в те времена очень популярной книгой, и ее можно было найти даже в самых бедных крестьянских избах.

Организация торговых сетей

Торговые сети разносчиков получили широкое распространение во Французско-Итальянских Альпах, Пиринеях и Нормандии — области на северо-западе Франции. Четвертая часть всего книжного рынка в Южной Европе принадлежала разносчикам из Дофине. «Книготорговля в Испании и Португалии, а также во многих городах Италии находится в руках французов, причем все они из одной деревни... из Дофине»,— заявил как-то один женевский книготорговец.

Хотя разносчикам были присущи «энергичность, трудолюбие и предприимчивость», успеху их деятельности в немалой степени содействовали их родственники, соотечественники и соверующие. Многие из них были протестантами и поддерживали связь с теми, кого во время преследований выслали из страны. Родственники, соотечественники и соверующие налаживали торговые связи по всей Европе. Например, семья Гравье владела целой сетью книжных лавок во Франции, Испании и Италии. Другие торговые сети простирались даже до Персии и Северной и Южной Америки.

Разносчики появляются снова

В XIX веке в результате промышленной революции книготорговля, которая была у разносчиков семейным бизнесом в течение многих веков, прекратила свое существование. Но с возникновением различных библейских обществ распространение Библий приобрело небывалый размах. Католическая церковь не переставала всячески препятствовать этому. До конца XIX века распространители Библий сталкивались с противодействием и преследованием. И все же с 1804 по 1909 год только во Франции им удалось распространить шесть миллионов Библий, изданных полностью или частично.

Библейская просветительная деятельность была еще далека до завершения. В 1881 году журнал «Сионская Сторожевая Башня и вестник присутствия Христа» (издаваемый в Соединенных Штатах) призывал христиан проповедовать. Для чего? «Чтобы нести людям истину, поощряя их к чтению». В 1885 году на этот призыв откликнулись около 300 проповедников. Некоторые из них отправились в далекие страны, например в Барбадос, Бирму (сейчас Мьянма), Гватемалу, Гондурас, Сальвадор и Финляндию. Благодаря им, к началу Первой мировой войны с истиной познакомились жители Англии, Германии, Китая, Коста-Рики, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Франции, Швейцарии и Швеции.

Интересно, что в первые годы своей деятельности полновременные проповедники из числа тех Исследователей Библии (сегодня известных как Свидетели Иеговы) во многих странах тоже назывались colporteurs, или разносчиками. Однако позднее это название изменили, потому что оно не отражало основной цели их деятельности — обучения людей Библии (Матфея 28:19, 20). Более того, оно не указывало на безвозмездность их деятельности. Поэтому современные полновременные служители Свидетелей Иеговы называются пионерами.

В прошлом году в распространении Библий и библейской литературы участвовало более 800 тысяч пионеров. И делали они это не из корыстных целей, но «с искренностью, да, как посланные от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Коринфянам 2:17). Так что современные пионеры — это не просто ходячие «книжные лавки». И все же они во многом обязаны тем разносчикам, подавшим пример ревностной, целенаправленной деятельности.

[Сноска]

Эти часословы содержали восхваляющие Марию молитвы, которые следовало произносить в установленные церковью часы.

 

 
Ссылки:
  как уменьшить поры на лице
  Поставить замок в стальную дверь: поставить замок на дверь. Межкомнатные двери и входные.
  мир сказок в творчестве русских писателей
 
журналы Свидетелей Иеговы
читать журнал Пробудитесь
 
статьи из Пробудитесь
 
Реклама:

 магазин электронных книг белорусская.

 борк миксер

 Все материалы в данном разделе взяты из журнала "Пробудитесь", издаваемого "Обществом Сторожевой Башни Библий и трактатов". Сайт организации: www.watchtower.org