Священное писание Статьи Скачать Ссылки

Библиянаукарелигияаудио книгиаудио журналы

электронные журналысмотреть журналынайти журналычитать журналскачать журнал

Главная Контакты Карта сайта Форум
   

Мозаика — живопись в камне

МОЗАИКУ называют «необычным видом искусства», «удивительно выразительной» техникой создания декоративных изображений и «одной из самых долговечных форм декоративно-прикладного искусства, дошедшей до нас со времен античности». Доменико Гирландайо, итальянский художник XV столетия, назвал ее «вечной живописью». Как бы вы ни относились к мозаике, ее история, несомненно, вызовет у вас интерес.

Мозаику можно назвать искусством декорирования поверхностей — полов, стен или сводов — изображениями, выполненными из плотно прилегающих друг к другу кусочков камня, стекла или керамической плитки. С древних времен мозаикой выкладывали полы и стены. Мозаичными изображениями украшали ванны, купальни и фонтаны — места, где другие, менее прочные виды декора пострадали бы от воздействия влаги.

Мозаичные произведения отличаются большим разнообразием: это и простые одноцветные узоры на полах и черно-белые композиции, многоцветные замысловатые цветочные орнаменты и монументальные панно.

Зарождение и развитие

Кто придумал технику мозаики — точно не известно. В древности египтяне и шумеры украшали здания разноцветными узорами. Однако этот вид искусства отошел в прошлое, не получив развития. Родиной мозаики называют Грецию, Испанию, Карфаген, Крит, Малую Азию, Сирию и Сицилию. По мнению одного автора, эту технику «изобретали, забывали и открывали заново в разные эпохи в разных странах Средиземноморья».

Ранние мозаики — некоторые из них датируются IX веком до н. э. — представляли собой незамысловатый узор из гладкой гальки. Цветовая гамма ограничивалась различными оттенками местного камня. Обычно использовалась галька диаметром один-два сантиметра, но некоторые мелкие детали выкладывались из камешков диаметром менее пяти миллиметров. В IV веке до н. э. мастера мозаики стали дробить камешки на более мелкие кусочки, что добавило четкости изображению. Гальку постепенно вытеснили кубики из камня, или тессеры. Они обеспечивали более богатую цветовую гамму, к тому же их легче было набирать и подгонять друг к другу. Мозаика, выложенная из тессер, имела ровную поверхность, ее можно было шлифовать и вощить для придания цвету особой яркости. Начиная со II столетия до н. э. стали широко использоваться мелкие кусочки цветного стекла, что значительно обогатило палитру мозаичистов.

Мозаичные картины, выполненные с особой виртуозностью, относятся к эпохе эллинизма (около 300—около 30 года до н. э.). В справочнике по технологии и истории мозаики говорится: «Благодаря широкой гамме всевозможных оттенков и уменьшению размера кубиков до квадратного миллиметра... греческие мозаичные картины стали соперничать с настенными росписями» («Glossario tecnico-storico del mosaico»). Мастера искусно использовали цвет, создавая ощущение света, тени, объема и глубины пространства.

Среди греческих мозаик часто встречаются эмблемы — изысканные картинные композиции в орнаментальных обрамлениях,— обычно представляющие собой искусно выполненные копии известных произведений живописи. Кубики, из которых набраны некоторые из эмблем, настолько малы и так тщательно подогнаны друг к другу, что больше похожи на мазки краски, чем на кусочки камня.

Римская мозаика

Мозаику нередко называют римским искусством, поскольку множество мозаичных произведений было найдено в Италии и бывших провинциях Римской империи. «Сотни образцов мозаичных полов, относящихся к эпохе Древнего Рима, можно встретить повсюду: от севера Британии до Ливии, от атлантического побережья до Сирийской пустыни,— говорится в одном издании.— Их часто расценивают как один из признаков того, что в данной местности побывали римляне, поскольку этот вид искусства теснейшим образом связан с распространением римской культуры».

Однако техника набора многоцветных мозаичных картин не отвечала потребностям молодой Римской империи. Стремительный рост городов в I веке н. э. повысил спрос на мозаики, на создание которых уходило бы меньше времени и средств. Это способствовало появлению черно-белых мозаик. Они получили столь широкое распространение, что, согласно «Энциклопедии античного искусства», «во всех городах империи не нашлось бы ни одного зажиточного дома, который бы не украшала м[озаика]» («Enciclopedia dell’arte antica»).

Точные копии той или иной композиции можно встретить в удаленных друг от друга местностях. Это наводит на мысль, что артели мастеров — или, возможно, книги с образцами мозаичных узоров — «кочевали» от одного строящегося здания к другому. При желании можно было заранее заказать эмблему. Ее выполняли в мастерской, транспортировали к месту строительства на мраморном или керамическом поддоне, а затем устанавливали. Мозаика других видов выкладывалась прямо на месте строительства.

Важно было заранее все тщательно продумать, чтобы рисунок вместе с обрамлением поместился на отведенном для него пространстве. Декорируемую поверхность старались делать ровной и гладкой. Затем тонкий слой извести (закрепляющего состава) наносили на такой участок, который можно было бы обработать прежде, чем состав высохнет. Как правило, площадь участка составляла не более квадратного метра. На декорируемой поверхности, вероятно, намечали контуры будущего рисунка. Куски камня вырезали по размеру, и из них выкладывали рисунок.

Один за другим кубики мозаики вдавливали в закрепляющую массу, которая при этом заполняла промежутки между ними. Когда работа над одним фрагментом была закончена, раствор наносили на следующий участок и так далее. Наиболее сложные детали мозаики набирал сам мастер, а более простые — его подмастерья.

Церковная мозаика

В IV веке н. э. мозаики стали появляться в церквях. Основанные, как правило, на библейских сюжетах, они были призваны просвещать прихожан. Отблески мерцающего света на позолоте и цветном стекле создавали атмосферу таинственности. В «Истории итальянского искусства» говорится: «Искусство мозаики полностью отражало мировоззрение той эпохи, которое испытывало значительное влияние... неоплатонизма. В процессе создания мозаики материя лишается своей тяжеловесности, становясь бесплотной, полностью преобразуясь в свет и пространство» («Storia dell’arte italiana»). Как далеко это от простоты, свойственной той форме богослужения, которой учил основатель христианства — Иисус Христос! (Иоанна 4:21—24).

Выдающиеся образцы искусства мозаики можно встретить в византийских церквях. В некоторых храмах стены и своды почти полностью покрыты мозаикой. В Равенне (Италия) можно увидеть произведения, считающиеся «шедеврами христианского мозаичного искусства». Их фоны сияют золотом, символизирующим божественный свет и непостижимость тайны.

В средние века в Западной Европе мозаиками украшали главным образом храмы. Этой техникой также блестяще владели мастера исламского мира. В Италии в эпоху Возрождения мозаичные произведения создавались в мастерских при крупных храмах, таких, как собор Сан-Марко в Венеции и собор Святого Петра в Риме. Приблизительно в 1775 году римские мастера научились разрезать нити расплавленного стекла всевозможных оттенков на крошечные кусочки, что позволило им создавать из мозаики миниатюрные копии произведений живописи.

Техника мозаики сегодня

Современные мозаичисты используют технику так называемого обратного набора: в мастерской кубики приклеивают, тыльной стороной вверх, на бумагу с рисунком будущей мозаики в натуральную величину. Набранную мозаику фрагмент за фрагментом переносят на предназначенное для нее место, тыльной стороной вдавливая ее в закрепляющий состав. Когда он высыхает, кальку и клей смывают, и становится видна лицевая сторона мозаики. Этот прием экономит время и силы, однако плоской поверхности не достает игры света, оживлявшей средневековые мозаики.

Тем не менее в XIX веке с помощью мозаик, выполненных в технике «обратного набора», было украшено бессчетное количество ратуш, театров, церквей и других зданий. Эта техника широко применяется также при оформлении музеев, станций метро, торговых пассажей, парков и детских площадок от Мехико до Москвы и от Израиля до Японии. Мозаика с ее гладкой, но имеющей грани поверхностью считается идеальной для отделки больших однообразных фасадов современных зданий.

Джорджо Вазари, итальянский художник и искусствовед XVI века, писал: «Мозаика — самая долговечная из всех картин. Другие картины блекнут со временем, а мозаика с годами сверкает все больше». Нас поражает, с каким мастерством выполнены многие мозаичные произведения. В самом деле мозаика — настоящая живопись в камне!

[Сноска]

Одним из небиблейских учений, которых придерживались философы-неоплатонисты, было учение о бессмертии души.

 

 
Ссылки:
 
 
 
 
журналы Свидетелей Иеговы
читать журнал Пробудитесь
 
статьи из Пробудитесь
 
Реклама:

 

 

 Все материалы в данном разделе взяты из журнала "Пробудитесь", издаваемого "Обществом Сторожевой Башни Библий и трактатов". Сайт организации: www.watchtower.org