Священное писание Статьи Скачать Ссылки

Библиянаукарелигияаудио книгиаудио журналы

электронные журналысмотреть журналынайти журналычитать журналскачать журнал

Главная Контакты Карта сайта Форум
   

Вместо компаса — море, небо и ветер

БОИТЕСЬ ли вы упасть с края земли? Вряд ли. А когда-то мореплаватели опасались этого. Многие старались не терять из виду берег. Но находилось немало отважных мореходов, которые бесстрашно бороздили моря и океаны.

Около 3 000 лет тому назад финикияне плавали с восточного побережья Средиземного моря к берегам Европы и Северной Африки, чтобы вести там торговлю. В IV веке до н. э. греческий путешественник Питеас совершил плавание вдоль всего британского побережья и, возможно, достиг даже Исландии. А задолго до того как корабли из Европы впервые вошли в Индийский океан, его уже бороздили арабские и китайские мореплаватели. Васко да Гама, первым из европейцев достигший берегов Индии, во время 23-дневного плавания через Индийский океан воспользовался помощью лоцмана-араба по имени Ибн Маджид. Но как ориентировались мореплаватели в древности?

Навигационное счисление спасает от гибели

Первым мореплавателям приходилось полагаться на метод навигационного счисления пути. Он требовал знания следующих данных: 1) отправного пункта, 2) скорости судна и 3) курса (направления его движения). Определить отправной пункт не составляло труда. А как быть с курсом?

В 1492 году Христофор Колумб определял курс по компасу. Но в Европе компасами стали пользоваться только с XII века н. э. Когда компасов не было, путь мореплавателям указывали солнце и звезды. Если их скрывали тучи, ориентиром служили длинные океанские волны, или зыби, нагоняемые устойчивыми ветрами. Навигаторы наблюдали за направлением движения зыби по отношению к точкам восхода и захода солнца и звезд.

А как определяли скорость? Один из способов состоял в следующем: измерялось время, за которое судно проплывало мимо предмета, брошенного в воду у его носа. Позднее стали применять другой, более точный метод: за борт опускали кусок дерева на веревке, на которой на равном расстоянии друг от друга были завязаны узлы. По мере продвижения судна плавающий в воде кусок дерева постепенно вытягивал веревку за собой. Через определенное время на той части веревки, которая оказалась за бортом, подсчитывали число узлов. Так измеряли и измеряют до сего дня скорость судна в узлах, или морских милях в час. Зная скорость судна, навигатор мог определить, какое расстояние оно преодолело за день. Затем на морской карте он линией отмечал путь, пройденный судном в намеченном направлении.

Конечно, океанские течения и боковые ветры могли сбить корабль с курса. Поэтому штурман время от времени подсчитывал и фиксировал необходимые поправки. Изо дня в день он проделывал одно и то же: измерял, высчитывал, чертил. Когда судно, достигнув пункта назначения, наконец бросало якорь, эти ежедневные отметки на карте составляли задокументированное описание всего путешествия. Пользуясь методом навигационного счисления, Колумб более 500 лет тому назад совершил плавание из Испании в Северную Америку и обратно. Точные и подробные морские карты, которые он составил, позволяют современным путешественникам повторять маршрут его выдающегося плавания.

Путь указывают светила

Как небесные тела указывали путь мореплавателям древности? По месту восхода и захода солнца можно было узнать, где восток и запад. На рассвете было видно, насколько солнце переместилось по отношению к звездам, еще различимым на небосклоне. Ночью мореплаватели определяли местонахождение судна по Полярной звезде, которая с наступлением темноты становилась видна почти над самым Северным полюсом. По расположению яркого созвездия под названием Южный Крест можно было определить, где Южный полюс. Таким образом, в ясную ночь мореплаватели, где бы они ни находились, могли вести судно по заданному курсу, пользуясь по меньшей мере одним небесным указателем.

Но были и другие астрономические ориентиры. Так, полинезийцы и другие мореходы, плававшие по Тихому океану, могли читать звездное небо, как карту дорог. Одним из способов не сбиться с пути было держать курс на ту или иную звезду, которая появляется над горизонтом или исчезает со стороны, куда направляется судно. В течение ночи, чтобы не сбиться с пути, нужно было также следить за расположением других звезд. Если судно отклонялось от курса, звезды помогали найти нужное направление.

Насколько надежна была такая система навигации? В то время как европейские мореплаватели держались ближе к берегу, боясь доплыть до края земли, жители тихоокеанского побережья, судя по всему, смело бороздили океанские просторы, преодолевая огромные расстояния между маленькими островками. К примеру, более 1 500 лет назад полинезийцы с Маркизских островов плавали на север, через Тихий океан, и достигали Гавайских островов, проделав путь в 3700 километров. Народные предания жителей тихоокеанских островов рассказывают о том, как полинезийцы ходили на своих судах с Гавайев на Таити и обратно. По мнению некоторых историков, это не более чем легенды. Однако современные мореплаватели совершали точно такое же путешествие без навигационных приборов, определяя путь по звездам, направлению океанской зыби и другим природным ориентирам.

На крыльях ветра

Парусные суда были целиком во власти ветра. Если ветер был попутным, корабль быстро несся по волнам, а если встречным — значительно замедлял ход. При отсутствии ветра, что часто случалось в экваториальной штилевой полосе, он практически не двигался. С течением времени мореплаватели определили преобладающие океанские ветры, что позволило найти подходящие морские пути для парусных судов. Покорители морей использовали силу ветров в своих целях.

Однако, если ветер был противным, он порой нес бедствия и гибель. Например, когда в 1497 году Васко да Гама плыл из Португалии в Индию, к легендарному Малабарскому берегу, преобладающие ветры понесли его корабли в южную часть Атлантики, а затем назад, к юго-востоку, вокруг мыса Доброй Надежды в Африке. Но в Индийском океане навстречу задули муссоны — ветры, которые меняют направление в зависимости от сезона. Весной в юго-западной части Индийского океана поднимается летний муссон, который на протяжении нескольких месяцев несет все, что плавает на воде, в сторону Азии. Поздней осенью летний муссон меняется на зимний. Этот сильный ветер дует в противоположном направлении — с северо-востока в сторону Африки. Васко да Гама отплыл от берегов Индии в августе. Когда его корабли вышли в открытое море, ветры дули ему навстречу. Его обратный путь на восток вместо 23 дней занял около трех месяцев. Поскольку плавание затянулось, свежие продукты закончились и многие члены команды умерли от цинги.

Искусные мореходы, бороздившие Индийский океан, научились пользоваться календарем и компасом. Кораблям, направляющимся на восток, в Индию, мимо мыса Доброй Надежды, нужно было выходить в море в начале лета, иначе им пришлось бы не один месяц ждать попутного ветра. А из Индии в Европу следовало отправляться поздней осенью, чтобы плаванию не препятствовал летний муссон. Таким образом, водный путь по Индийскому океану напоминал улицу с меняющимся односторонним движением: обычно в одно время суда ходили между Европой и Малабарским берегом Индии только в одну сторону.

Развитие искусства навигации

Прошло время, и искусство навигации начало развиваться в ином направлении. Стали появляться навигационные приборы, и теперь мореплавателям не надо было полагаться лишь на свое зрение и двигаться наугад. Астролябия, а позднее и более точный прибор — секстант, при помощи которых измеряли угловые высоты солнца и звезд, позволяли мореплавателям определять, в какой широте к северу или югу от экватора находится их судно. Морской хронометр — особо точные, пригодные для морских путешествий часы — давал возможность определять долготу, то есть положение к востоку или западу от начального меридиана. По сравнению с методом навигационного счисления эти приборы гарантировали намного большую точность.

Где север, сегодня можно узнать с помощью гирокомпаса, а не магнитной стрелки. Благодаря глобальной системе местоопределения можно точно установить, где находишься, нажав всего на несколько кнопок. Теперь вместо морских карт часто используются электронные мониторы. Навигация превратилась в точную науку. Но все эти достижения только углубляют наше уважение к мужеству и искусности древних мореплавателей, которые покоряли морские просторы, полагаясь лишь на свои знания о море, небе и ветре.

 

 
Ссылки:
  автоинструктор войковская магазин свет
 Русскую зона скачать программу на официальном сайте
 баллон азотный, переаттестованный или заправить газом.
 
журналы Свидетелей Иеговы
читать журнал Пробудитесь
 
статьи из Пробудитесь
 
Реклама:

 Итальянские спальни в москве смотри здесь.

 круглые матрасы от производителя.

 Все материалы в данном разделе взяты из журнала "Пробудитесь", издаваемого "Обществом Сторожевой Башни Библий и трактатов". Сайт организации: www.watchtower.org