Священное писание Статьи Скачать Ссылки

 

Главная Контакты Карта сайта Форум
   

Письмо евреям

1 В прошлом Бог многократно и различным образом говорил с нашими отцами через пророков, 2 а в конце этих дней он говорил с нами через Сына, которого поставил наследником всего и через которого создал системы вещей. 3 Он является отражением его славы, точным изображением самой его сущности; и он поддерживает всё его могущественным словом. Совершив очищение за наши грехи, он сел на высоте по правую руку от Величественного. 4 Поэтому он стал превосходнее ангелов, настолько, что унаследовал имя, превосходящее их имена.

5 Кому из ангелов он когда-либо говорил: «Ты — сын мой, сегодня я стал твоим отцом»? И ещё: «Я стану ему отцом, а он мне сыном»? 6 Но когда он вновь приводит своего Первенца на обитаемую землю, то говорит: «Да поклонятся ему все ангелы Бога».

7 Также об ангелах он говорит: «Он делает своих ангелов ду́хами и своих служителей — огненным пламенем». 8 А о Сыне: «Бог будет твоим престолом навечно, и скипетр твоего царства — скипетр честности. 9 Ты любил праведность и ненавидел беззаконие. Поэтому и помазал тебя Бог, твой Бог, маслом ликования больше, чем твоих товарищей». 10 Также: «Ты, Господи, вначале положил основания земли, и небеса — дело твоих рук. 11 Они исчезнут, а ты останешься. Как верхняя одежда, они обветшают, 12 и ты свернёшь их, как накидку, как верхнюю одежду; их сменят, но ты тот же, и твои годы никогда не закончатся».

13 О ком из ангелов он когда-либо говорил: «Сиди по правую руку от меня, пока я не положу твоих врагов тебе под ноги»? 14 Не все ли они духи для служения, посылаемые служить тем, кто унаследует спасение?

2 Поэтому нам нужно быть особенно внимательными к услышанному, чтобы нас никогда не отнесло в сторону. 2 Ведь если слово, сказанное через ангелов, было непреложным и всякое преступление и непослушание получало справедливое возмездие, 3 то как спасёмся мы, если пренебрежём столь великим спасением, о котором говорилось от начала через Господа и которое подтверждено для нас теми, кто слышал, как он говорил, 4 в то время как Бог также дал свидетельство знамениями, предзнаменованиями, различными могущественными делами и тем, что наделял святым духом по своей воле?

5 Ведь не ангелам он покорил будущую обитаемую землю, о которой мы говорим. 6 Напротив, один человек где-то засвидетельствовал, сказав: «Что такое человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что ты заботишься о нём? 7 Ты поставил его немного ниже ангелов, славой и честью увенчал его и поставил его над делами рук твоих. 8 Всё покорил под ноги его». Покорив ему всё, Бог не оставил ничего непокорённым ему. Однако мы ещё не видим, чтобы ему было всё покорено, 9 но видим, что Иисус, который был поставлен немного ниже ангелов, увенчан славой и честью за то, что претерпел смерть. По незаслуженной доброте Бога он вкусил смерть за всех.

10 Так как было уместно, чтобы Тот, ради которого всё и через которого всё, приводя многих сыновей к славе, Предводителя их спасения сделал совершенным через страдания. 11 Ведь и освящающий и освящаемые происходят от одного, и по этой причине он не стыдится называть их «братьями», 12 говоря: «Я возвещу твоё имя своим братьям, посреди собрания воспою тебе хвалу». 13 И снова: «Буду полагаться на него». И ещё: «Я и дети, которых дал мне Иегова».

14 И поскольку «дети» имеют кровь и плоть, он также стал кровью и плотью, чтобы своей смертью покончить с тем, кто может причинять смерть, то есть с Дьяволом, 15 и освободить всех, кто из страха перед смертью всю жизнь находился в рабстве. 16 Ведь он помогает не ангелам, но помогает потомству Авраама. 17 Поэтому он должен был во всём уподобиться своим «братьям» и затем стать милосердным и верным первосвященником в служении Богу, чтобы принести жертву умилостивления за грехи народа. 18 И так как он сам пострадал, когда был в испытании, он в силах помочь тем, кто находится в испытании.

3 Итак, святые братья, участники небесного призвания, задумайтесь об апостоле и первосвященнике, веру в которого мы провозглашаем,— об Иисусе. 2 Он был верен Тому, кто сделал его таковым, как и Моисей был верен во всём Его доме. 3 И он достоин большей славы, чем Моисей, так же как построивший дом удостаивается большей чести, чем сам дом. 4 Несомненно, каждый дом строится кем-то, а построивший всё есть Бог. 5 И Моисей как слуга был верен во всём Его доме во свидетельство о том, что должно было быть сказано позже, 6 а Христос был верен как Сын, поставленный над Его домом. И мы — Его дом, если только твёрдо держимся нашей свободы речи и надежды, которой хвалимся, и остаёмся в этом непоколебимыми до конца.

7 Поэтому, как говорит святой дух: «Сегодня, если вы слышите его голос, 8 не ожесточайте свои сердца, как это случилось, когда был вызван сильный гнев, в день испытания в пустыне, 9 где меня испытывали и проверяли ваши отцы, а ведь они сорок лет видели мои дела. 10 И потому это поколение вызвало у меня отвращение и я сказал: „Они постоянно заблуждаются своими сердцами и не познали моих путей“. 11 Поэтому я поклялся в своём гневе: „Они не войдут в мой покой“».

12 Берегитесь, братья, чтобы сердце у кого-нибудь из вас не стало злым и не имеющим веры, отдаляясь от живого Бога, 13 но увещайте друг друга каждый день, пока ещё можно сказать «сегодня», чтобы кто-нибудь из вас не ожесточился, поддавшись соблазну греха. 14 Мы имеем долю в Христе, если только твёрдо держимся уверенности, которая была у нас вначале, и остаёмся в этом непоколебимыми до конца, 15 пока ещё говорится: «Сегодня, если вы слышите его голос, не ожесточайте свои сердца, как это случилось, когда был вызван сильный гнев».

16 Ведь кто слышал, но всё же вызвал сильный гнев? Не все ли, кого Моисей вывел из Египта? 17 И к кому Бог испытывал отвращение сорок лет? Не к тем ли, кто грешил и чьи тела пали в пустыне? 18 Кому же он клялся, что они не войдут в его покой, как не тем, кто не повиновался? 19 Итак, мы видим, что они не смогли войти из-за неверия.

4 Итак, поскольку ещё остаётся обещание войти в его покой, будем остерегаться, чтобы кто-нибудь из вас не оказался однажды недостойным. 2 Нам, как и им, возвещена благая весть, но слышанное слово не принесло им пользы, потому что у них не было такой веры, какая была у тех, кто повиновался. 3 А мы, проявившие веру, входим в этот покой, как он и сказал: «Поэтому я поклялся в своём гневе: „Они не войдут в мой покой“», хотя его дела были завершены от основания мира. 4 В одном месте он сказал о седьмом дне так: «Бог стал отдыхать в седьмой день от всех своих дел», 5 также и в этом месте: «Они не войдут в мой покой».

6 Итак, поскольку некоторые ещё должны войти в него, а те, кому первым была возвещена благая весть, не вошли из-за непослушания, 7 то он опять устанавливает определённый день, когда по прошествии столь долгого времени говорит в псалме Давида «сегодня», как и сказано выше: «Сегодня, если вы слышите его голос, не ожесточайте свои сердца». 8 Если бы Иисус Нави́н привёл их в место покоя, Бог позднее не говорил бы о другом дне. 9 Поэтому для народа Бога ещё остаётся субботний покой. 10 Вошедший в покой Бога и сам отдыхает от своих дел, как и Бог — от своих.

11 Поэтому сделаем всё возможное, чтобы войти в этот покой, чтобы кто-нибудь не пал, последовав тому же примеру непослушания. 12 Слово Бога живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает настолько глубоко, что разделяет душу и дух, суставы и костный мозг, и распознаёт мысли и намерения сердца. 13 И нет творения, недоступного его взору, но всё обнажено и открыто перед глазами того, кому мы дадим отчёт.

14 Поэтому, имея великого первосвященника, вошедшего на небеса,— Иисуса, Сына Бога,— да будем неустанно провозглашать нашу веру в него. 15 Ведь у нас не такой первосвященник, который не может сочувствовать нашим слабостям, а такой, который был испытан во всём, подобно нам, но остался безгрешным. 16 Так приблизимся же со свободой речи к престолу незаслуженной доброты, чтобы найти милосердие и обрести незаслуженную доброту для своевременной помощи.

5 Всякий первосвященник, взятый из людей, назначается для служения Богу ради людей, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. 2 Он может обращаться снисходительно с теми, кто непросвещён и совершает ошибки, поскольку и сам подвержен слабостям, 3 и поэтому обязан приносить жертвы за грехи как за народ, так и за себя.

4 К тому же человек не сам принимает на себя эту честь, но только когда призывается Богом, как и Ааро́н. 5 Так и Христос не сам прославил себя, став первосвященником, но был прославлен тем, кто сказал о нём: «Ты — сын мой, сегодня я стал твоим отцом». 6 Как и в другом месте он говорит: «Ты — священник навеки по образу Мелхиседе́ка».

7 В дни своей плоти Христос с сильным воплем и со слезами вознёс мольбы и просьбы к Тому, кто мог избавить его от смерти, и был благосклонно услышан за свою богобоязненность. 8 Хотя он был Сыном, он научился послушанию через страдания, которые испытал, 9 и после того, как был приведён к совершенству, он стал ответственным за вечное спасение для всех послушных ему, 10 потому что Бог назвал его первосвященником по образу Мелхиседе́ка.

11 О нём мы могли бы сказать многое, но это трудно объяснить, потому что ваш слух притупился. 12 Судя по времени, вам уже следует быть учителями, но вам опять нужен кто-то, кто с самого начала учил бы вас основам священных слов Бога, и теперь вам необходимо молоко, а не твёрдая пища. 13 Всякий, питающийся молоком, не знаком со словом праведности, потому что он младенец. 14 А твёрдая пища предназначена для зрелых, которые через применение научили своё восприятие отличать хорошее от плохого.

6 Поэтому, оставив начальные учения о Христе, поспешим к зрелости, а не будем вновь закладывать основание: раскаяние в мёртвых делах и веру в Бога, 2 учение о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о вечном суде. 3 И сделаем это, если Бог позволит.

4 Невозможно тех, кто был однажды просвещён, вкусил небесного дара, получил святой дух 5 и вкусил превосходного слова Бога и сил грядущей системы вещей, 6 но отступил, вновь привести к раскаянию, потому что они снова подвергают Сына Бога казни на столбе и выставляют его на всеобщий позор. 7 Так, земля, которая впитывает дождь, многократно сходящий на неё, и затем производит растения, пригодные для тех, кто её возделывает, получает за это благословение от Бога. 8 Но если она приносит колючки и чертополох, то отвергается и близка к проклятию, и её конец — сожжение.

9 Однако, что касается вас, дорогие братья, то мы уверены в лучшем и в том, что ведёт к спасению, хотя и говорим так, 10 потому что не неправеден Бог, чтобы забыть ваш труд и любовь, которую вы проявили к его имени, послужив и продолжая служить святым. 11 Но мы желаем, чтобы каждый из вас проявлял такое же усердие и так имел бы полную уверенность в надежде до конца, 12 чтобы вы не обленились, но подражали тем, кто верой и терпением наследует обещания.

13 Когда Бог давал обещание Аврааму, то, поскольку он не мог клясться никем бо́льшим, поклялся самим собой, 14 говоря: «Я непременно благословлю тебя и сделаю твоё потомство многочисленным». 15 И после того, как Авраам проявил терпение, он получил это обещание. 16 Люди клянутся кем-то бо́льшим, и их клятва кладёт конец всякому спору, как законное поручительство. 17 Таким же образом Бог, решив ещё в большей мере показать наследникам обещания неизменность своего намерения, вступил в дело с клятвой, 18 чтобы благодаря двум неизменным вещам, в которых невозможно для Бога солгать, мы, убежавшие в укрытие, имели сильное побуждение ухватиться за надежду, которая перед нами. 19 Эта надежда у нас как якорь для души, надёжна и крепка, и входит за завесу, 20 куда за нас вошёл предшественник, Иисус, навеки ставший первосвященником по образу Мелхиседе́ка.

7 Этот Мелхиседе́к, царь Сали́ма, священник Всевышнего Бога, который встретил Авраама, возвращавшегося после победы над царями, и благословил его 2 и которому Авраам выделил десятую часть из всего,— прежде всего, согласно переводу его имени, «Царь праведности», а затем и царь Сали́ма, то есть «Царь мира». 3 Без отца, без матери, без родословной, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный Сыну Бога, он остаётся священником навсегда.

4 Посмотрите, как велик был тот, кому Авраам, глава рода, дал десятую часть из лучшей добычи. 5 Да, люди из сыновей Ле́вия, получающие священство, имеют заповедь — собирать по Закону десятины с народа, то есть со своих братьев, хотя те и произошли от Авраама, 6 но человек, чья родословная не велась от них, взял десятины от Авраама и благословил имевшего обещания. 7 Нет сомнения в том, что меньший благословляется бо́льшим. 8 И в одном случае десятины получают смертные люди, а в другом — тот, о ком засвидетельствовано, что он живёт. 9 Можно сказать, что через Авраама даже Ле́вий, получающий десятины, заплатил десятину, 10 потому что он ещё не был рождён как потомок Авраама, когда Мелхиседе́к встретил его.

11 Итак, если бы совершенство на самом деле достигалось посредством левитского священства, которое было отличительной чертой данного народу Закона, то зачем ещё нужно было появляться другому священнику, о котором сказано, что он будет по образу Мелхиседе́ка, а не по образу Ааро́на? 12 А с изменением священства возникает необходимость изменить и закон. 13 Ведь тот, о ком это говорится, принадлежал к другому племени, из которого никто не служил у жертвенника. 14 Очевидно, что наш Господь произошёл от Иуды, из племени, о котором Моисей ничего не сказал относительно священников.

15 Ещё яснее то, что появляется другой, подобный Мелхиседе́ку священник, 16 который стал таким не по закону заповеди, имеющей отношение к плоти, а по силе неистребимой жизни, 17 потому что засвидетельствовано: «Ты — священник навеки по образу Мелхиседе́ка».

18 Поэтому происходит отмена предыдущей заповеди из-за её слабости и бесполезности. 19 Закон ничего не сделал совершенным, но это было сделано введением лучшей надежды, через которую мы приближаемся к Богу. 20 И так же, как это было не без клятвы 21 (потому что есть люди, которые стали священниками без клятвы, но есть тот, кто стал священником с клятвой Сказавшего о нём: «Иегова поклялся — и не пожалеет: „Ты — священник навеки“»), 22 так и Иисус стал залогом лучшего соглашения. 23 Кроме того, многие становились священниками, сменяя друг друга, потому что смерть не давала им оставаться таковыми, 24 но, так как он живёт вечно, его священство бессменное. 25 Это значит, что он способен предоставить полное спасение тем, кто приближается к Богу через него, потому что он всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26 Такой и должен быть у нас первосвященник: преданный, чуждый коварства, неосквернённый, отделённый от грешников и ставший выше небес. 27 Ему не нужно, как тем первосвященникам, ежедневно приносить жертвы — сначала за свои грехи, а затем за грехи народа (он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя), 28 потому что Закон назначает первосвященниками людей, имеющих слабости, а слово клятвы, пришедшее после Закона, назначает Сына, ставшего совершенным навеки.

8 И вот в чём суть сказанного: у нас есть такой первосвященник, который сел по правую руку от престола Величественного на небесах, 2 служитель святого места и истинного шатра, воздвигнутого Иеговой, а не человеком. 3 Всякий первосвященник назначается, чтобы приносить дары и жертвы, поэтому и ему необходимо было иметь что принести. 4 Если бы он находился на земле, то не был бы священником, потому что по Закону дары приносят другие священники, 5 но они совершают священное служение, которое было лишь символическим образом и тенью небесного. Так же как и Моисей, когда собирался сделать шатёр, получил Божье повеление: «Смотри, сделай всё по образцу, показанному тебе на горе́». 6 Но теперь Иисус приобрёл ещё более превосходное служение, в результате чего он ещё и посредник лучшего соглашения, законно утверждённого на лучших обещаниях.

7 Ведь если бы первое соглашение было безупречным, то не было бы необходимости для второго, 8 но он укоряет народ, говоря: «„Вот, наступают дни,— говорит Иегова,— когда я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новое соглашение, 9 не такое соглашение, какое я заключил с их отцами в день, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли Египет, поскольку они не оставались в моём соглашении и я перестал заботиться о них“,— говорит Иегова».

10 «„Вот соглашение, которое я заключу с домом Израиля после тех дней,— говорит Иегова.— Вложу мои законы в их разум и напишу их на их сердцах. Я стану их Богом, а они станут моим народом.

11 И уже не будут учить каждый своего согражданина и каждый своего брата, говоря: „Познай Иегову!“ — так как все они будут знать меня, от самого малого до самого великого. 12 Я буду милосерден к их неправедным делам и грехов их больше не вспомню“».

13 Говоря «новое соглашение», он делает отжившим прежнее. А отжившее и устаревающее близко к исчезновению.

9 Прежнее соглашение имело предписания относительно священного служения и земное святилище. 2 Там было устроено первое отделение шатра, в котором находился светильник, а также стол и выложенный хлеб, и оно называлось «Святое». 3 А за второй завесой было отделение шатра, называемое «Святое святых». 4 Там была золотая кадильница и ковчег соглашения, покрытый со всех сторон золотом, внутри него был золотой сосуд с манной, расцветший посох Ааро́на и скрижали соглашения, 5 а над ним — херувимы славы, тень которых покрывала крышку умилостивления. Но теперь не время говорить об этом подробно.

6 После того как всё было устроено таким образом, священники входят в первое отделение шатра во всякое время, чтобы выполнять обязанности, связанные со священным служением, 7 но во второе отделение входит только первосвященник раз в год, не без крови, которую он приносит за себя и за грехи, совершаемые народом по незнанию. 8 Так святой дух показывает, что путь в святое место ещё не был явлен, пока стоял первый шатёр. 9 Этот шатёр служит примером для назначенного времени, которое уже настало, и в соответствии с этим примером приносятся дары и жертвы. Однако они не могут сделать приносящего совершенным в совести, 10 но относятся только к пище и питью и к различным омовениям. Эти законные требования относились к плоти и имели силу до назначенного времени исправления.

11 Однако Христос явился как первосвященник пришедших благословений и через шатёр более великий и совершенный, сделанный не руками человека, то есть иного творения, 12 раз и навсегда вошёл в святое место — но не с кровью козлов и молодых быков, а со своей кровью — и приобрёл для нас вечное избавление. 13 Ведь если кровь козлов и быков и пепел нетелившейся коровы, которыми окропляют осквернённых, освящают так, что делают чистой плоть, 14 то насколько же больше кровь Христа, который посредством вечного духа принёс себя, непорочного, Богу, очистит нашу совесть от мёртвых дел, чтобы мы могли совершать священное служение живому Богу!

15 Вот почему он является посредником нового соглашения. Он стал им, чтобы призванные получили обещание вечного наследства. Всё это стало возможным благодаря его смерти, через которую они были выкуплены и освобождены от преступлений, совершённых под прежним соглашением. 16 Поскольку где соглашение, там необходимо, чтобы наступила смерть человека, заключившего соглашение. 17 Соглашение действительно после смерти, поскольку не имеет силы, пока жив заключивший соглашение. 18 Поэтому и прежнее соглашение было введено в действие не без крови. 19 Когда каждая заповедь Закона была произнесена Моисеем перед всем народом, он взял кровь молодых быков и козлов с водой, багряную шерсть и иссоп и окропил саму книгу и весь народ, 20 говоря: «Это кровь соглашения, которое Бог возложил на вас». 21 Подобным образом он окропил кровью шатёр и все сосуды для служения. 22 Да и почти всё по Закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23 Поэтому было необходимо, чтобы символические образы небесного очищались так, а само небесное — жертвами лучшими, чем эти. 24 Ведь Христос вошёл не в святое место, сделанное руками человека, устроенное по образу истинного, но в само небо, чтобы предстать теперь за нас перед лицом Бога. 25 И не для того, чтобы многократно приносить себя в жертву подобно тому, как первосвященник из года в год входит в святое место с чужой кровью. 26 Иначе ему надлежало бы многократно страдать от основания мира. Но теперь он явил себя раз и навсегда при завершении систем вещей, чтобы покончить с грехом, пожертвовав собой. 27 И как людям предстоит умереть один раз, а потом — суд, 28 так и Христос раз и навсегда был принесён в жертву, чтобы понести грехи многих. Во второй раз он явится уже не для устранения греха, и его увидят те, кто с нетерпением ожидает его для своего спасения.

10 Закон имеет тень грядущих благ, а не сами блага, поэтому люди никогда не могут одними и теми же жертвами, которые из года в год они постоянно приносят, сделать приходящих совершенными. 2 Иначе разве не перестали бы приноситься жертвы? Ведь совершающие священное служение, очистившись раз и навсегда, не имели бы уже осознания грехов. 3 Напротив, этими жертвами из года в год напоминается о грехах, 4 так как невозможно, чтобы кровь быков и козлов устраняла грехи.

5 Поэтому, входя в мир, он говорит: «„Жертвы и приношения ты не захотел, но приготовил мне тело. 6 Всесожжения и приношения за грех не были угодны тебе“. 7 Тогда я сказал: „Вот! Я пришёл,— в свитке книжном написано обо мне,— чтобы исполнить твою волю, Боже“». 8 Сказав вначале: «Ты не захотел, и тебе не были угодны ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни приношения за грех, которые приносятся по Закону», 9 он затем говорит: «Вот! Я пришёл, чтобы исполнить твою волю». Отменяет первое, чтобы утвердить второе. 10 По этой-то «воле» мы освящены приношением тела Иисуса Христа, сделанным раз и навсегда.

11 Также каждый священник изо дня в день занимает своё место, чтобы совершать служение и многократно приносить одни и те же жертвы, поскольку они никогда не смогут полностью устранить грехи. 12 Но он навсегда принёс одну жертву за грехи и сел по правую руку от Бога, 13 с тех пор ожидая, пока его враги не будут положены ему под ноги; 14 одним жертвоприношением он сделал освящаемых совершенными навсегда. 15 Святой дух также свидетельствует нам, потому что сказав: 16 «„Вот соглашение, которое я заключу с ними после тех дней,— говорит Иегова.— Вложу мои законы в их сердца и напишу их в их умах“», 17 он затем говорит: «И грехов их, и беззаконных дел их больше не вспомню». 18 А где прощение грехов, там уже нет приношения за грех.

19 Поэтому, братья, поскольку благодаря крови Иисуса мы имеем уверенность в отношении пути, ведущего в святое место, 20 который он открыл для нас как новый и живой путь через завесу, то есть свою плоть, 21 и поскольку мы имеем великого священника над домом Бога, 22 да приблизимся к Богу с искренними сердцами и в полной уверенности, которую даёт вера, окроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тела чистой водой. 23 Будем же неустанно и не колеблясь всенародно возвещать о нашей надежде, потому что верен обещавший. 24 И будем внимательны друг к другу, чтобы побуждать к любви и добрым делам, 25 не оставляя наших совместных встреч, как это вошло у некоторых в привычку, но ободряя друг друга, и тем более, чем более видим приближение того дня.

26 Ведь если мы, получив точное знание истины, намеренно грешим, то не остаётся больше жертвы за грехи, 27 но некое страшное ожидание суда и пылающий гнев, готовый истребить противников. 28 Всякий, кто пренебрёг законом Моисея, умирает без пощады на основании свидетельства двух или трёх. 29 Насколько же более сурового наказания, по-вашему, заслуживает тот, кто попрал Сына Бога и посчитал чем-то обыденным кровь соглашения, которой был освящён, и кто с презрением оскорбил дух незаслуженной доброты? 30 Мы знаем того, кто сказал: «Мщение за мной, я воздам»; и ещё: «Иегова будет судить свой народ». 31 Страшно попасть в руки живого Бога.

32 Вспоминайте прежние дни, в которые вы, будучи просвещены, страдая, выстояли в великой борьбе, 33 порой, как на театральном зрелище, подвергаясь упрёкам и скорбям, а порой разделяя страдания с теми, кто испытывал подобное. 34 Вы и к заключённым отнеслись с сочувствием, и расхищение своего имущества приняли с радостью, зная, что у вас есть лучшее и непреходящее владение.

35 Поэтому не теряйте своей свободы речи, которая приносит великую награду. 36 Вам нужна стойкость, чтобы, исполнив волю Бога, вы получили обещанное. 37 Ведь ещё «совсем немного» — и «идущий придёт и не задержится». 38 «Но мой праведный будет жить благодаря вере», и «если он отступит, моя душа не будет им довольна». 39 Мы же не из тех, кто отступает себе на погибель, но имеем веру для сохранения души живой.

11 Вера — это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. 2 Благодаря ей жившие в древние времена получили о себе свидетельство.

3 Верой мы постигаем, что системы вещей устроены словом Бога, так что видимое произошло из невидимого.

4 Верой А́вель принёс Богу жертву более ценную, чем Ка́ин. Благодаря вере он получил о себе свидетельство, что праведен, как засвидетельствовал Бог о его дарах, и благодаря вере он всё ещё говорит, хотя и умер.

5 Верой Ено́х был перенесён, так что не видел смерти, и нигде его было не найти, потому что Бог перенёс его, и, прежде чем был перенесён, он получил свидетельство, что угодил Богу. 6 А без веры угодить Богу невозможно, потому что приближающийся к Богу должен верить, что он есть и что он вознаграждает тех, кто настойчиво ищет его.

7 Верой Ной, когда был предупреждён Богом о том, что ещё не было видимо, проявил богобоязненность и построил ковчег для спасения своих домашних. Верой он осудил мир и стал наследником праведности по вере.

8 Верой Авраам, когда был призван, повиновался, отправившись в местность, которую ему предстояло получить в наследство, и он пошёл, хотя и не знал, куда идёт. 9 Верой он оставался пришельцем в обещанной земле, как в чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания, 10 потому что он ожидал города, имеющего истинное основание, строитель и создатель которого — Бог.

11 Верой и Сарра, хотя её время уже прошло, получила силу зачать потомка, потому что считала верным обещавшего. 12 Так что от одного, и притом омертвевшего, родилось так много детей, как много звёзд на небе и песчинок на берегу моря,— не счесть.

13 Все они умерли в вере, не получив обещанного, но видели то издали и приветствовали и открыто говорили, что они люди чужие и временные жители в той земле. 14 А говорящие так показывают, что настойчиво ищут своё собственное место. 15 И если бы они действительно вспоминали то место, откуда вышли, то имели бы возможность возвратиться. 16 Но они стремятся к лучшему — тому, что относится к небесному. Поэтому Бог не стыдится их, когда они призывают его как своего Бога, и он приготовил им город.

17 Верой Авраам во время испытания, по сути, принёс в жертву Исаака — да, тот, кто с радостью получил обещания, пытался принести в жертву своего единородного сына, 18 хотя ему было сказано: «Обещанный тебе „потомок“ произойдёт через Исаака». 19 Но он рассудил, что Бог в силах даже воскресить его из мёртвых, откуда он его и получил, так что это стало примером.

20 Верой Исаак благословил Иакова и Иса́ва в том, чему предстояло быть.

21 Верой Иаков, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха.

22 Верой Иосиф при своей кончине упомянул об исходе сыновей Израиля и распорядился о своих костях.

23 Верой Моисей после рождения три месяца был скрываем своими родителями, потому что они видели, что ребёнок красив, и не побоялись царского повеления. 24 Верой Моисей, когда вырос, отказался называться сыном дочери фараона 25 и избрал участь народа Бога — терпеть жестокое обращение, вместо того чтобы иметь временное наслаждение грехом, 26 потому что поношение, которое он терпел как помазанник, счёл бо́льшим богатством, чем сокровища Египта, так как его взгляд был устремлён на награду. 27 Верой он оставил Египет, но не из боязни царского гнева, потому что был твёрд, будто видел Невидимого. 28 Верой он совершил пасху и окропление кровью, чтобы губитель не коснулся их первенцев.

29 Верой они перешли Красное море, как по суше, а египтяне, решившись на то же, были поглощены пучиной.

30 Верой пали стены Иерихо́на, после того как их обходили в течение семи дней. 31 Верой Раа́в, блудница, не погибла с теми, кто не повиновался, потому что приняла разведчиков с миром.

32 И что ещё сказать? Не хватит мне времени рассказать о Гедео́не, Вара́ке, Самсоне, Иеффа́е, Давиде, а также о Самуиле и других пророках, 33 которые верой побеждали царства, утверждали праведность, получали обещания, закрывали пасти львам, 34 выдерживали силу огня, избегали острия меча, из слабых делались сильными, становились отважными на войне, разбивали войска чужеземцев. 35 Женщины получали своих умерших благодаря воскресению, а другие были мучимы, потому что отказались от освобождения ценой какого-либо выкупа, чтобы достичь лучшего воскресения. 36 Кому-то выпало претерпеть осмеяние, бичевание и даже оковы и тюрьмы. 37 Их побивали камнями, подвергали испытаниям, перепиливали, они умирали, зарубленные мечом, скитались в овечьих и козьих шкурах, были в нужде, в бедах, терпели жестокое обращение. 38 Те, кого мир не был достоин, скитались по пустынным местам и горам, по пещерам и земляным ямам.

39 И все они, хотя и получили о себе свидетельство благодаря вере, не получили обещанного, 40 так как Бог предусмотрел для нас нечто лучшее, чтобы они не без нас были приведены к совершенству.

12 Поэтому, находясь в окружении такого большого облака свидетелей, давайте и мы снимем с себя всё, что нас отягощает, и грех, которому так легко опутать нас, и со стойкостью будем бежать отведённую нам дистанцию, 2 устремив взор на Предводителя и Усовершителя нашей веры — Иисуса. Ради ожидавшей его радости он, презрев позор, стойко претерпел столб мучений и сел справа от престола Бога. 3 Да, серьёзно подумайте о том, кто стойко претерпел такие враждебные речи грешников, поступавших себе же во вред, чтобы вам не устать и не ослабеть вашими душами.

4 Вы же, борясь с этим грехом, ещё не сражались до крови, 5 но совсем забыли увещание, обращённое к вам как к сыновьям: «Сын мой, не умаляй наказания от Иеговы и не унывай, когда он исправляет тебя, 6 потому что кого любит Иегова, того наказывает, и даже бьёт плетью всякого, кого принимает как сына».

7 Вы стойко те́рпите — и это служит для вашего наставления. Бог обращается с вами как с сыновьями. Есть ли такой сын, которого отец не наказывает? 8 Но если вы остаётесь без наказания, которое получают все, то вы — незаконнорождённые дети, а не сыновья. 9 У нас были отцы по плоти, которые наказывали нас, и мы относились к ним с уважением. Не должны ли мы ещё больше покоряться Отцу нашей духовной жизни — и жить? 10 Они наказывали нас на протяжении немногих дней так, как им казалось правильно, но он делает это для нашей пользы, чтобы мы приобщились к его святости. 11 Верно, что любое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, однако позже обученным через него приносит мирный плод — праведность.

12 Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13 и прокладывайте прямые пути для ваших ног, чтобы хромающее не вывихнулось, а напротив — исцелилось. 14 Стремитесь к миру со всеми и к освящению, без которого никто не увидит Господа. 15 Внимательно следите, чтобы никто не лишился незаслуженной доброты Бога; чтобы никакой ядовитый корень не пророс и не причинил вреда и чтобы им не осквернились многие; 16 чтобы не было ни блудника, ни того, кто не ценит святое, как Иса́в, который за одну миску еды отдал своё первородство. 17 Вы знаете, что позднее, захотев наследовать благословение, он был отвергнут, потому что, хотя он настойчиво и со слезами пытался изменить решение, это было уже невозможно.

18 Вы приблизились не к осязаемой горе, пылающей огнём, и не к туче или беспросветной тьме или буре, 19 и не к звуку трубы или голосу, произносящему слова, услышав который люди умоляли, чтобы он ничего больше не говорил им. 20 Для них было невыносимо повеление: «И если животное прикоснётся к горе, оно должно быть побито камнями». 21 И таким устрашающим было это зрелище, что Моисей сказал: «Я в страхе и трепете». 22 Но вы приблизились к горе Сио́н и к городу живого Бога, небесному Иерусалиму, и к мириадам ангелов, 23 собравшихся вместе, и к собранию первенцев, записанных на небесах, и к Богу — Судье всех, и к духовной жизни праведных, приведённых к совершенству, 24 и к Иисусу — посреднику нового соглашения, и к крови окропления, которая говорит лучше, чем кровь А́веля.

25 Смотрите, не отказывайтесь повиноваться говорящему. Ведь если не спаслись отказавшиеся повиноваться тому, кто возвещал Божье предостережение на земле, то тем более не спасёмся мы, если отвернёмся от говорящего с небес. 26 Тогда его голос поколебал землю, теперь же он обещает, говоря: «Ещё раз сотрясу не только землю, но и небо». 27 А слова «ещё раз» указывают на устранение колеблемого — того, что было создано,— чтобы осталось непоколебимое. 28 Поэтому, зная, что мы получим царство непоколебимое, давайте и дальше держаться незаслуженной доброты, благодаря которой мы можем совершать священное служение Богу так, как ему угодно, делая это с богобоязненностью и трепетом, 29 потому что наш Бог есть также пожирающий огонь.

13 Братолюбие между вами да пребывает. 2 Не забывайте о гостеприимстве, потому что через него некоторые, сами того не зная, приняли у себя ангелов. 3 Помните находящихся в тюремных оковах, как если бы вы сами были заключены вместе с ними, и тех, с кем жестоко обращаются, поскольку и сами вы всё ещё остаётесь в теле. 4 Брак у всех да чтится и ложе да не оскверняется, потому что Бог будет судить блудников и прелюбодеев. 5 Пусть в вашей жизни не будет места любви к деньгам. Будьте довольны тем, что есть, потому что он сказал: «Ни за что не оставлю тебя и ни в коем случае не покину тебя». 6 Поэтому мы, исполнившись смелости, можем говорить: «Иегова — мой помощник, не буду бояться. Что сделает мне человек?»

7 Помните тех, кто берёт на себя руководство среди вас, кто говорил вам слово Бога, и, наблюдая, какие плоды приносит их поведение, подражайте их вере.

8 Иисус Христос всё тот же — вчера, и сегодня, и вечно.

9 Не позволяйте разным и чуждым учениям увести вас в сторону. Для сердца лучше укрепляться незаслуженной добротой, а не пищей, которая не принесёт пользы тем, кто ею увлечён.

10 У нас есть жертвенник, с которого не имеют права питаться совершающие священное служение в шатре. 11 Тела животных, чью кровь первосвященник вносит в святое место за грех, сжигают вне стана. 12 Поэтому и Иисус, чтобы освятить народ своей кровью, пострадал за воротами. 13 Выйдем же к нему за стан, неся то же поношение, что и он, 14 потому что здесь у нас нет постоянного города, но мы настойчиво ищем того, который будет. 15 Давайте через него всегда приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, возвещающих его имя. 16 Не забывайте делать добро и делиться с другими, потому что такие жертвы угодны Богу.

17 Будьте послушны тем, кто берёт на себя руководство среди вас, и будьте покорны, потому что они неусыпно заботятся о ваших душах как те, кто даст отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не вздыхая, так как это повредило бы вам.

18 Молитесь о нас, потому что мы уверены, что имеем чистую совесть, так как во всём хотим вести себя честно. 19 Но особенно прошу вас делать это для того, чтобы я скорее был возвращён вам.

20 Пусть же Бог мира, поднявший из мёртвых великого пастыря овец с кровью вечного соглашения, нашего Господа Иисуса, 21 снабдит вас всем хорошим для исполнения его воли, совершая в нас через Иисуса Христа то, что ему угодно. Ему слава во веки веков. Аминь.

22 Прошу вас, братья, с терпением отнестись к этому слову ободрения, ведь я не так много и написал вам. 23 Знайте, что наш брат Тимофей освобождён. И если он скоро придёт, то я вместе с ним навещу вас.

24 Передавайте привет всем, кто берёт на себя руководство среди вас, и всем святым. Те, кто в Италии, шлют вам привет.

25 Незаслуженная доброта да будет со всеми вами.

[Сноски]

Или «служителей на благо людям».

Букв. «был ещё в бёдрах предка».

Или «служитель на благо людям».

Или «исполняющего священное служение».

Имеются в виду омовения людей и предметов, предписанные Моисеевым законом.

Или «посредника при заключении соглашения».

Или, «нечистой совести из-за совершённых грехов».

Греч. Христо́с.

Или «десяткам тысяч».

Или «не ищите для себя извинений, для того чтобы не повиноваться».

Или «честную».


 


 

Библия, перевод Нового Мира