Священное писание Статьи Скачать Ссылки

 

Главная Контакты Карта сайта Форум
   

Письмо галатам

1 Павел, апостол не от людей и не через человека, а через Иисуса Христа и Бога, Отца, воскресившего его из мёртвых, 2 и все братья со мной — собраниям Гала́тии.

3 Незаслуженная доброта вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа. 4 Он отдал себя за наши грехи, чтобы избавить нас от нынешней нечестивой системы вещей, по воле нашего Бога и Отца, 5 которому слава во веки веков. Аминь.

6 Удивляюсь, что от Того, кто призвал вас незаслуженной добротой Христа, вас так быстро относит к благой вести иного рода. 7 Впрочем, она не иная — только есть некоторые, кто создаёт вам трудности и желает извратить благую весть о Христе. 8 Но даже если бы кто-то, мы или ангел с неба, возвещал вам как благую весть что-то сверх того, что возвещали вам мы, то да будет он проклят. 9 Как говорили мы раньше, так и теперь снова говорю: кто возвещает вам как благую весть что-то сверх того, что вы приняли, тот да будет проклят.

10 В самом деле, людей я сейчас пытаюсь убедить или Бога? Или я стараюсь угодить людям? Если бы я всё ещё угождал людям, то не был бы рабом Христа. 11 Знайте, братья, что благая весть, возвещённая мной, не есть нечто человеческое, 12 потому что я был наставлен в ней не людьми и получил её не от человека, а через откровение Иисуса Христа.

13 Вы, конечно, слышали, как я прежде поступал в иудаизме, что я неистово преследовал собрание Бога, опустошая его, 14 и преуспевал в иудаизме больше многих моих ровесников в моём народе, проявляя гораздо большее рвение к традициям моих отцов. 15 Но когда Бог, который дал мне появиться на свет и призвал меня по своей незаслуженной доброте, пожелал 16 открыть через меня своего Сына, чтобы я возвещал благую весть о нём другим народам, я не стал тотчас советоваться с плотью и кровью. 17 И я не пошёл в Иерусалим к тем, кто стали апостолами до меня, а отправился в Аравию и вернулся опять в Дамаск.

18 Потом, спустя три года, я пошёл в Иерусалим навестить Ки́фу и оставался с ним пятнадцать дней. 19 Но больше никого из апостолов не видел, только Иакова, брата Господа. 20 А в том, что́ пишу вам,— видит Бог, не лгу.

21 После того я пошёл в области Сирии и Килики́и. 22 Но в собраниях в Иудее, которые в единстве с Христом, не знали меня в лицо; 23 там только слышали: «Человек, раньше преследовавший нас, теперь возвещает благую весть о вере, которую раньше искоренял». 24 И прославляли за меня Бога.

2 Затем, через четырнадцать лет, я снова поднялся в Иерусалим с Варна́вой, взяв с собой также Ти́та. 2 А пошёл я туда, потому что получил откровение. И наедине изложил выдающимся братьям благую весть, которую проповедую среди других народов, чтобы не получилось, что я бегу или бежал напрасно. 3 Однако они даже Ти́та, который был со мной, не принуждали обрезаться, хотя он и грек. 4 Это всё из-за лжебратьев, проникших незаметно; они прокрались, как лазутчики, чтобы следить за нашей свободой, которую мы имеем во Христе Иисусе, и полностью поработить нас. 5 Но мы им не уступили и не подчинились ни на час, чтобы у вас оставалась истина благой вести.

6 Что же касается тех, кто считался выдающимися людьми,— какими бы они ни были прежде, для меня это не имеет значения: Бог не судит о человеке по внешнему виду,— мне они не сообщили ничего нового. 7 Напротив, увидев, что мне доверена благая весть для необрезанных, как Петру для обрезанных,— 8 ведь Тот, кто наделил Петра силой для апостольского служения обрезанным, наделил силой и меня для служения людям из других народов,— 9 и узнав о проявленной ко мне незаслуженной доброте, Иаков, Ки́фа и Иоанн, которые считались столпами, протянули мне и Варна́ве правую руку в знак согласия, чтобы нам идти к другим народам, а им к обрезанным. 10 Только мы должны помнить о бедных. Именно это я и старался делать.

11 Однако, когда Ки́фа пришёл в Антио́хию, я противостал ему, потому что он заслуживал осуждения. 12 До прибытия некоторых людей от Иакова он ел с теми, кто был из других народов; когда же они прибыли, стал сторониться и отделяться, опасаясь обрезанных. 13 В этом притворстве к нему присоединились и остальные иудеи, так что даже Варна́ва был вовлечён в их притворство. 14 Когда же я увидел, что они не идут прямым путём в согласии с истиной благой вести, я сказал Ки́фе при всех: «Если ты, будучи иудеем, живёшь, как принято у других народов, а не как у иудеев, то как ты заставляешь тех, кто из других народов, жить по иудейским обычаям?»

15 Мы, иудеи по рождению, а не грешники из других народов. 16 Но, зная, что человек объявляется праведным не по делам закона, а только через веру в Христа Иисуса, мы тоже поверили в Христа Иисуса, чтобы нас объявили праведными по вере в Христа, а не по делам закона, потому что по делам закона не будет объявлена праведной никакая плоть. 17 Если же мы, стремясь к тому, чтобы нас объявили праведными через Христа, обнаруживаем, что и мы грешники, то не получается ли, что Христос — служитель греха? Ни в коем случае! 18 Если я вновь строю то, что когда-то разрушил, то показываю, что я законопреступник. 19 Я же через закон умер для закона, чтобы ожить для Бога. 20 Я с Христом казнён на столбе. И уже не я живу, но живёт во мне Христос. Поистине, живя сейчас в плоти, я живу верой в Сына Бога, который проявил ко мне любовь и отдал себя за меня. 21 Я не отвергаю незаслуженную доброту Бога, ведь если праведность — через закон, то получается, что Христос умер напрасно.

3 О неразумные гала́ты, кто так плохо повлиял на вас? Ведь вы словно собственными глазами видели казнённого на столбе Иисуса Христа. 2 Одно только хочу узнать у вас: вы получили дух благодаря делам закона или благодаря тому, что слушали с верой? 3 Неужели вы так неразумны? Начав духом, теперь заканчиваете плотью? 4 Неужели напрасно вы столько страдали? Не может быть, чтобы напрасно! 5 Итак, дающий вам дух и творящий среди вас могущественные дела совершает ли это благодаря делам закона или благодаря слушанию с верой? 6 Вот Авраам «поверил Иегове и за это был признан праведным».

7 Вы, конечно, знаете, что те, кто держатся веры,— сыновья Авраама. 8 И Писание, предвидя, что Бог объявит праведными людей из других народов благодаря их вере, заранее возвестило благую весть Аврааму: «Через тебя благословятся все народы». 9 Поэтому те, кто держатся веры, благословляются вместе с верным Авраамом.

10 Все, кто полагаются на дела закона, находятся под проклятием, как написано: «Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что записано в свитке Закона для исполнения». 11 Кроме того, ясно, что законом никто не объявляется праведным перед Богом, потому что «праведный будет жить благодаря вере». 12 А Закон не связан с верой, но «кто исполняет заповеди, благодаря им будет жить». 13 Христос, выкупив, освободил нас от проклятия Закона, став проклятием вместо нас, потому что написано: «Проклят всякий, повешенный на столбе». 14 Всё это для того, чтобы через Иисуса Христа благословение Авраама распространилось на другие народы, чтобы мы получили обещанный дух через свою веру.

15 Приведу, братья, пример из жизни людей: утверждённого соглашения, хотя оно и от человека, никто не отменяет и никто не вносит в него добавлений. 16 Аврааму же и его потомку были даны обещания. Не говорится: «И потомкам», как если бы речь шла о многих, но как об одном: «И твоему потомку», который есть Христос. 17 И ещё скажу: соглашения, утверждённого Богом ранее, Закон, который появился спустя четыреста тридцать лет, не лишает силы, и он не отменяет обещание. 18 Ведь если наследство по закону, то оно уже не по обещанию, тогда как Бог даровал его Аврааму через обещание.

19 Для чего же Закон? Он был добавлен, чтобы сделать очевидными преступления, пока не придёт потомок, которому дано обещание; и он был передан через ангелов рукой посредника. 20 Но там, где есть только одна сторона, посредник не нужен, Бог же — один. 21 Итак, Закон против обещаний Бога? Ни в коем случае! Ведь если бы дан был закон, способный дать жизнь, то праведность на самом деле достигалась бы посредством закона. 22 Но Писание всё заключило под стражу греха, чтобы обещание, основанное на вере в Иисуса Христа, было дано проявляющим веру.

23 Однако до появления веры мы были заключены под стражу закона, в ожидании веры, которой надлежало открыться. 24 Таким образом, Закон стал нашим воспитателем, ведущим к Христу, чтобы мы могли быть объявлены праведными благодаря вере. 25 Но теперь, с появлением веры, мы больше не подчиняемся воспитателю.

26 Все вы сыновья Бога через веру в Христа Иисуса. 27 Все вы, крестившиеся в Христа, в Христа облеклись. 28 Нет ни иудея, ни грека, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужского пола, ни женского, так как все вы одна личность в единстве с Христом Иисусом. 29 Если же вы принадлежите Христу, то вы поистине потомство Авраама, наследники по обещанию.

4 Говорю же, что, пока наследник остаётся младенцем, он ничем не отличается от раба, хотя и господин всего. 2 Но он находится под присмотром опекунов и управляющих до дня, назначенного отцом. 3 Так и мы, когда были младенцами, находились в рабстве принципов этого мира. 4 Но когда истекло время, Бог послал своего Сына, который родился от женщины и оказался под законом, 5 чтобы выкупить находящихся под законом и чтобы мы, в свою очередь, получили усыновление.

6 А поскольку вы сыновья, Бог послал в наши сердца дух своего Сына, взывающий: «А́вва, Отец!» 7 Так что ты уже не раб, но сын; а если сын, то благодаря Богу и наследник.

8 Однако, когда вы не знали Бога, тогда вы были рабами тех, кто по своей природе не боги. 9 Но теперь, когда вы узнали Бога, вернее, когда Бог узнал вас, неужели вы снова хотите вернуться к бессильным и ничтожным принципам и снова отдаться им в рабство? 10 Тщательно соблюдаете дни, месяцы, времена и годы. 11 Боюсь, как бы не вышло, что я напрасно трудился ради вас.

12 Умоляю вас, братья, станьте как я, ведь и я был таким же, как вы. Вы не сделали мне никакого зла. 13 Но вы знаете, что в первый раз я возвестил вам благую весть через болезнь моей плоти. 14 И то, что было для вас в моей плоти испытанием, вы не презирали и не отплёвывались от того с отвращением, но приняли меня, как ангела Бога, как Христа Иисуса. 15 Где же то счастье, которое тогда было у вас? Свидетельствую вам, что в то время, будь это возможно, вы бы вырвали свои глаза и отдали их мне. 16 Так неужели я стал вашим врагом оттого, что говорю вам истину? 17 Они стремятся привлечь вас не из добрых побуждений, а из желания разлучить вас со мной, чтобы вы стремились к ним. 18 Однако лучше для вас, чтобы вас стремились привлечь из добрых побуждений всегда, а не только когда я с вами, 19 дети мои, ради которых я снова терплю родовые боли, ожидая, пока не сформируется в вас Христос. 20 Но хотел бы я быть с вами прямо сейчас и говорить по-другому, потому что я в недоумении из-за вас.

21 Скажите мне, вы, желающие быть под законом, разве вы не слышите, что говорит Закон? 22 Ведь написано, что у Авраама было два сына: один от служанки и один от свободной. 23 Но тот, который от служанки, родился по плоти, а тот, который от свободной,— по обещанию. 24 Всё это имеет символический смысл, потому что эти женщины означают два соглашения, одно — заключённое на горе Сина́й, которое рождает детей для рабства, и это — Ага́рь. 25 Так что Ага́рь означает Сина́й, гору в Аравии, и соответствует сегодняшнему Иерусалиму, потому что она со своими детьми в рабстве. 26 Но вышний Иерусалим свободен, и это — наша мать.

27 Как написано: «Радуйся, бесплодная, не рождающая; восклицай и громко кричи, не знающая родовых болей, потому что у оставленной больше детей, чем у имеющей мужа». 28 А мы, братья, дети того же обещания, что и Исаак. 29 Но как тогда рождённый по плоти стал преследовать рождённого по духу, так и теперь. 30 Но что говорит Писание? «Выгони служанку и её сына, потому что сыну служанки не быть наследником с сыном свободной». 31 Поэтому, братья, мы дети не служанки, а свободной.

5 Ради такой свободы и освободил нас Христос. Поэтому стойте твёрдо и не окажитесь снова под ярмом рабства.

2 Вот, я, Павел, говорю вам, что, если вы обрежетесь, не будет вам пользы от Христа. 3 Кроме того, всякому человеку, который обрезается, я снова свидетельствую, что он обязан исполнять весь Закон. 4 Кем бы ни были вы, стремящиеся к тому, чтобы вас объявили праведными посредством закона, вы отделились от Христа, вы отпали от его незаслуженной доброты. 5 Мы же духом с нетерпением ожидаем желанной праведности, происходящей от веры. 6 Во Христе Иисусе не имеет значения ни обрезание, ни необрезание — имеет значение только вера, действующая через любовь.

7 Вы бежали хорошо. Кто помешал вам и дальше повиноваться истине? 8 Такие убеждения не от Призывающего вас. 9 Немного закваски заквашивает всё тесто. 10 Я уверен в вас, находящихся в единстве с Господом, что вы не станете думать иначе, но создающий вам трудности, кто бы он ни был, подвергнется суду. 11 Что же до меня, братья, если бы я, как и прежде, проповедовал обрезание, то за что было бы меня преследовать? Ведь тогда столб мучений уже не был бы камнем преткновения. 12 Те же, кто пытается вас поколебать, сами могут хоть оскопиться.

13 Вы, братья, призваны к свободе; только не употребляйте эту свободу на потворство плоти, но любовью служите друг другу, как рабы. 14 Весь Закон выражен в одном высказывании, а именно: «Люби своего ближнего, как самого себя». 15 А если вы друг друга грызёте и поедаете, то смотрите, как бы вы не уничтожили друг друга.

16 Говорю вам: поступайте по духу, и вы не будете исполнять никаких плотских желаний. 17 Плоть по своим желаниям против духа, а дух против плоти. Они друг другу противятся, так что вы не делаете того, что хотели бы делать. 18 Если же вы ведомы духом, то вы не под законом.

19 А дела плоти явны, это — блуд, нечистота, распутное поведение, 20 идолопоклонство, спиритизм, вражда, раздоры, ревность, вспышки гнева, ссоры, разделения, сектантство, 21 зависть, пьянство, кутежи и тому подобное. О таких делах предостерегаю вас, как и прежде предостерегал, что поступающие так царства Бога не наследуют.

22 Плод же духа — это любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, добродетельность, вера, 23 кротость, самообладание. Против всего этого нет закона. 24 Более того, принадлежащие Христу Иисусу пригвоздили к столбу плоть с её страстями и желаниями.

25 Если мы живём духом, то давайте соответственно и поступать по духу. 26 Не будем становиться тщеславными, не будем подстрекать друг друга к соперничеству и друг другу завидовать.

6 Братья, даже если человек сделает какой-нибудь неверный шаг, прежде чем осозна́ет это, вы, духовные, постарайтесь исправить такого человека в духе кротости, каждый следя за собой, чтобы также не быть искушённым. 2 Носите бремена друг друга и так исполняйте закон Христа. 3 Если кто-то думает, будто он что-то из себя представляет, тогда как он ничто, то он обманывает самого себя. 4 Но каждый пусть покажет своё собственное дело, и тогда у него будет повод радоваться глядя только на себя, не сравнивая себя с другим. 5 Каждый понесёт свою ношу.

6 Кроме того, пусть всякий, наставляемый устным словом, делится всем хорошим с наставляющим его.

7 Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнёт: 8 сеющий в свою плоть пожнёт от плоти тление, а сеющий в дух пожнёт от духа вечную жизнь. 9 Не будем же опускать руки, делая добро, потому что в своё время пожнём, если не ослабеем. 10 Итак, пока благоприятствует нам время, будем делать добро всем, но особенно своим по вере.

11 Видите, какими большими буквами написал я вам своей рукой.

12 Все, кто принуждают вас обрезаться, желают произвести хорошее впечатление по плоти, лишь бы только избежать преследований за столб мучений Христа, Иисуса. 13 Те, кто обрезаются, сами не соблюдают Закон, а вас хотят обрезать, чтобы им было чем похвалиться в вашей плоти. 14 Да не будет того, чтобы я хвалился чем-либо, кроме столба мучений нашего Господа Иисуса Христа, через которого мир для меня был пригвождён к столбу и я для мира. 15 Как обрезание, так и необрезание — ничто, имеет значение только новое творение. 16 А на всех, кто будет поступать по этому правилу,— на Израиле Божьем,— пусть пребывает мир и милосердие.

17 Впредь пусть никто не доставляет мне беспокойств, ведь я ношу на своём теле клеймо раба Иисуса.

18 Незаслуженная доброта нашего Господа Иисуса Христа да будет с духом, который вы, братья, проявляете. Аминь.

[Сноски]

Или «по природе».

Букв. «семени». Греч. слово в ед. ч., может употребляться и в собирательном знач. См. Бт 3:15.

Арам., озн. «отец».


 


 

Библия, перевод Нового Мира